Путь художника

       

Синхрония


Когда наши молитвы услышаны, становится очень страшно. Возникает чувство ответственности. Вы о чем-то просили, а теперь, получив желаемое, что будете с этим делать? Недаром говорят: "Следите за тем, чего желаете, а то оно возьмет и сбудется". Наши услышанные молитвы приводят нас назад к собственным желаниям. А это не всегда приятно. Гораздо проще принять их как примеры синхронности:

  • Женщина признается себе, что когда-то похоронила мечту стать актрисой. На следующий вечер она обедает за одним столом с преподавателем актерского мастерства для начинающих.

  • Писатель понимает, что всегда мечтал снимать кино. После одного телефонного звонка на студию, сделанного из чистого любопытства, он знакомится с профессором режиссуры, который давно его знает и восхищается его книгами, а также заверяет, что зачислит его на последнее свободное место.

  • Женщина задумывается о втором высшем образовании. Открыв почтовый ящик, она обнаруживает предложение о поступлении именно из того вуза, в котором хочет учиться.

  • Женщина разыскивает редкий фильм, который хочет посмотреть. Через два дня она находит кассету с ним в ближайшем книжном магазине.

  • Бизнесмен, который годами пишет прозу в стол, клянется себе, что обратится, наконец, к профессиональному литератору за советом и консультацией. На следующий день за бильярдным столом он знакомится с писателем, который становится его наставником, а впоследствии они в соавторстве с успехом издают несколько книг.

    Я не раз убеждалась: мы гораздо больше боимся того, что Бог есть, чем того, что Его нет. Ведь случаи из разряда вышеперечисленных происходят с нами постоянно, а мы не обращаем на них внимания, списывая все на простые совпадения. Некоторые говорят о том, как было бы страшно, если бы Бога не было. По-моему, подобные разговоры ? чепуха. Большинству намного легче дышится, когда никто за ними не наблюдает слишком пристально.

    Если Бога ? под которым я подразумеваю вовсе не то, что вкладывают в это понятие верующие христиане, а скорее всемогущую и всезнающую силу ? не существует, тогда все мы просто плывем по течению, не так ли? Нет ни небесной кары, ни святого утешения.


    Жаль, если все из рук валится и жизнь течет безрадостно, но чего вы еще ожидали?

    Меня очень интересует этот самый вопрос ожидания. Если Бога нет или этому Богу не очень-то интересны все наши приземленные делишки, то пусть все катится непонятно куда, как и раньше, и мы можем спокойно оправдываться перед собой, говоря о несвершенном как о невозможном, а о себе как о жертве несправедливости. Если Бог или его отсутствие ответственны за беспорядок в мире, то мы вправе объявить себя циниками и залечь на дно. Зачем пытаться что-то менять? Кому это нужно?

    А нужно это именно нам. Если где-то рядом чуткая, отзывчивая творческая сила, которая слышит нас и помогает нам, значит, мы действительно на что-то способны. И очень скоро играм придет конец: Бог знает, что небеса не беспредельны. Любой честный человек признается, что возможное намного страшнее невозможного, что свобода пугает больше любой тюрьмы. А если нам и правда приходится иметь дело с неведомой силой, которая к тому же вмешивается в нашу жизнь, тогда нам остается лишь действовать, чтобы воплотить ранее не осуществленную мечту в реальность.

    Жизнь может быть только тем, чем мы сами ее делаем. И совершенно неважно, с чего начинать постижение этой истины ? с божественной силы внутри нас или с Бога, обитающего вовне. Важно доверять этой силе.

    "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам..." Эти слова приписаны Иисусу Христу наряду с другими, намного менее ласкающими слух. Они предполагают возможность научного метода: спроси (поставь опыт) и посмотри, что получится (зафиксируй результат).

    Стоит ли удивляться тому, что мы не обращаем внимания на услышанные кем-то собственные молитвы? Мы списываем все на совпадение. Считаем, что нам просто повезло. Называем это как угодно, только не так, как надо, ? а именно божественной ? или добродетельной ? дланью, которую сами и вызываем, когда стремимся осуществить мечту и храним верность собственной душе.

    Даже в самой скромной жизни находится место для чудесных совпадений. "Во что бы то ни стало куплю, наконец, двухместное кресло!" А чуть позднее: "Я нашла именно такое, о каком мечтала! И все так странно вышло: я была в гостях у тети Бернис, и оказалось, что у ее соседки как раз такое кресло, но ее новый муж его терпеть не может, и теперь она ищет, кому бы его продать!".





    В жизни незаурядных людей такие мгновения выступают особо выпукло, позначительнее барельефа на горе Рашмор*. Льюис и Кларк** отправились на запад. Исак Динесен*** поехала в Африку. У каждого из нас есть своя Африка ? мечта о чем-то непознанном и романтическом, что взывает к самым истокам нашей сущности. Откликаясь на этот зов, вверяя ему всего себя, мы заставляем действовать закон, который К. Юнг окрестил синхронностью. Приблизительно ее можно определить как "совпадение событий, которые не могут быть связаны между собой причиной, но выражают одинаковый или сходный смысл". В шестидесятые годы XX века мы называли этот закон "интуитивной прозорливостью". Как бы вы его ни называли, с началом творческого возрождения вы будете все чаще и чаще с удивлением повсюду обнаруживать его проявление.

    * Гора Рашмор ? гора с изображением четырех президентов, расположенная в штате Южная Дакота.

    ** Льюис и Кларк ? предводители самой грандиозной в истории освоения США экспедиции (1804-1806 гг.) по западной территории, от реки Миссисипи до тихоокеанского побережья.

    *** Исак Динесен ? псевдоним баронессы Карен Бликсен (1885-1962), датской писательницы, классика литературы XX века. Полнометражный фильм, снятый по мотивам ее автобиографической повести "Из Африки" режиссером С.Поллаком, получил семь "Оскаров".

    Нет ничего странного, если поначалу вы не захотите обращать на него внимания. Несмотря на то что работа Юнга о синхронности лежала в основе его учения, даже многие исследователи и знатоки трудов великого философа предпочитают рассматривать ее как случайную и несерьезную.

    Юнг отличался от таких ученых. Следуя внутреннему чутью, он пережил и описал феномен, который многие из нас предпочитают оставлять в стороне: возможность существования разумной и отзывчивой Вселенной, действующей в наших интересах.

    Именно таким был и мой опыт. Я научилась никогда не спрашивать, способна ли я что-то сделать, а просто заявляю о том, что уже делаю это. А потом остается только пристегнуть ремни.



    И случается невероятное.

    "Бог знает свое дело", ? часто напоминала мне актриса Джулиана Маккарти. Я не раз давалась диву, с какой ловкостью Вселенная подбрасывает нам лакомые кусочки.

    Лет шесть назад мою пьесу выбрали для важного сценического чтения в Театральном центре Денвера. Я писала эту пьесу в расчете на то, что главную роль сыграет моя подруга Джулиана. Она подошла бы лучше всех, но когда я прилетела в Денвер, подбор актеров уже закончился. После знакомства с актрисой, которую взяли на главную роль, у меня появилось странное ощущение тикающей бомбы. Я упомянула об этом в разговоре с режиссером, но тот заверил, что актриса ? мастер своего дела. Однако странное предчувствие меня не покидало. И действительно, за неделю до премьеры мастер своего дела вдруг подала заявление об увольнении ? она бросила и мою пьесу, и еще одну, которая шла уже полсезона.

    Сотрудники центра были в замешательстве и приносили мне извинения. Им было страшно даже подумать о том ущербе, который наносился спектаклю от неожиданного ухода примы. "А кого бы вы рекомендовали на главную роль?" ? спросили меня. Я ответила: "Джулиану Маккарти".

    Ее пригласили, оплатив перелет из Лос-Анджелеса. Как только режиссер увидел ее на сцене, он тут же попросил ее играть не только в моей постановке, но и в другой пьесе, которая нуждалась в замене, причем и туда Джулиана подошла блестяще.

    "Бог просто показывает характер", ? пошутила я в разговоре с Джулианой, очень довольная тем, что ей все-таки удалось получить роль в моей пьесе.

    Я не раз была свидетелем того, как Вселенная поддерживает стоящие замыслы, особенно масштабные и полные энтузиазма. Я очень редко замышляла что-то замечательное без того, чтобы затем у меня не появлялась возможность это осуществить. Поймите, что должно появиться раньше, чем как. Сначала решите, что вы хотите сделать. А уж как это делать, решится само собой.

    Очень часто в разговорах о творчестве подчеркивают важность стратегии. Новичкам советуют пробивать себе дорогу методами Макиавелли*.



    По-моему, все это чепуха. Спросите любого творческого человека, как он достиг того, чего достиг, и вы услышите в ответ не описания того, как он куда-то пробивался, а только рассказ о череде счастливых случайностей. "Тысяча невидимых рук помощи" ? так назвал их Джозеф Кэмпбелл**. Я называю это синхронностью. И утверждаю, что на нее можно рассчитывать.

    * Никколо Макиавелли (1469-1527) ? итальянский политический мыслитель, историк. Ради упрочения государства считал допустимыми любые средства. Отсюда термин "макиавеллизм" для определения политики, пренебрегающей нормами морали.

    ** Джозеф Кэмпбелл (1904-1987) ? американский ученый, исследователь мифологии; автор книг "Тысячеликий герой", "Мифы, в которых нам жить".

    Помните, что мир творчества ? нечто вроде племени, старейшины которого берут под свое крыло талантливого новичка. Может показаться, что я принимаю желаемое за действительное, однако это не так. Случается, пожилой и опытный художник вынужден помочь молодому даже вопреки своему желанию: "Сам не знаю, зачем я это делаю для вас, но...". Рука помощи не всегда бывает лишь рукой простого смертного.

    Нам нравится делать вид, что воплотить в жизнь заветную мечту трудно. На самом же деле гораздо труднее пройти мимо множества дверей, которые начнут открываться перед вами. Отвернитесь от мечты ? и она все равно напомнит вам о себе. Согласитесь снова следовать за ней ? и распахнется новая таинственная дверь.

    Вселенная творит чудеса, поддерживая нас. Это мы очень скупо принимаем ее поддержку: заглядываем в рот каждому дареному коню и отсылаем его обратно. Говорим, что боимся потерпеть неудачу, хотя гораздо больше нас пугает возможность успеха.

    Сделайте один маленький шажок в сторону мечты и следите за тем, как синхронно распахнутся двери. Увидеть ? это, в конце концов, значит поверить. А когда вы увидите результаты своих опытов, то вам уже не нужно будет верить мне. Помните правило: "Падай, а соломку тебе подстелят"? В книге "Шотландская экспедиция на Гималаи" У.X.Мюррей пишет о своем собственном опыте:

    "Пока человек окончательно на что-то не решится, всегда остаются сомнения, возможность отступить, бездейственность. Для любого проявления инициативы (или творчества ? Дж. К.) существует одна простая истина, незнание которой убивает бесчисленные замыслы и великие идеи: в тот миг, когда человек решается на что-то, Провидение тоже начинает действовать.

    В помощь одному замыслу случается много такого, что иначе никогда бы не случилось. Принятое решение влечет за собой целый поток событий: полезных совпадений, встреч и предложений о материальной поддержке, в которые никто и никогда бы не поверил заранее".

    Если не доверяете Мюррею или мне, то, может быть, поверите Гёте? Государственный деятель, ученый, писатель, мыслитель, естествоиспытатель, великий человек. Вот что он сказал о помощи Провидения:

    "Если вы думаете или верите, что на что-то способны, начните делать это. В действии ? волшебство, добродетель и сила".


    Содержание раздела