Выбор черной, белой и средней точек
Настройка тонов, заключающаяся в выборе на оригинале граничных и средней точки тонового диапазона, - это самая старая и проверенная техника, которую (без преувеличения) можно назвать классической.
Рассмотрим черно-белую фотографию одного из каналов старого Петербурга (см. рис. 4.18). Это снимок с большой историей, сделанный, по всей видимости, в самом начале двадцатого века. Хранился он бережно - об этом свидетельствует неплохое качество поверхности и отсутствие механических повреждений: сколов и разрывов. Но известное утверждение о том, что время - это лучший лекарь, относится только к душевным немощам человека; оно не распространяется на фотографии и художественные полотна.
Со временем фотография потеряла части тонового диапазона в области теней и бликов. Из-за старения бумаги области блика стали темнее; воздействие солнечных лучей сделало темные тона серыми, выцветшими. Сканирование и последующая обработка в пакете Photoshop способны вернуть снимку большую часть былой живости и пропавших деталей оригинала.
- Пусть отсканированное изображение фотографии, показанной на рис. 4.18, загружено в программу. Добавим новый корректирующий слой. Для этого можно воспользоваться командой Layer => New Adjustment Layer => Levels (Слой =>Новый корректирующий слой => Уровни) или соответствующей кнопкой палитры слоев. В диалоговом окне (см. рис. 4.19), которое будет выведено по этой команде, показана гистограмма фотографии. Ее самый заметный недостаток — это отсутствие точек на границах тонового диапазона. Можно добиться значительного улучшения изображения, если использовать весь доступный тоновый диапазон.
- Перетащим ползунок, отвечающий за установку белой точки, влево, в область самых светлых тонов, которые присутствуют в оригинале. Это область с яркостями, равными примерно 219 пунктам (см. рис. 4.20).
- Передвинем ползунок черной точки вправо, в область самых темных точек изображения. Ее координаты равны примерно 32 пунктам (рис. 4.20).
- Нажмем кнопку ОК и закончим работу с диалоговым окном.
![](image/4-5-2-vybor-chernoj-beloj-i-srednej-tochek_1.gif)
Рис. 4.18. Фотография одного из Петербургских каналов
![](image/4-5-2-vybor-chernoj-beloj-i-srednej-tochek_2.gif)
Рис. 4.19. Исходная гистограмма
Оценим полученный результат (рис. 4.21). С изображения как будто спала серая пелена, картинка обрела резкость и недостающий контраст; стали заметными мелкие детали в области средних тонов.
![](image/4-5-2-vybor-chernoj-beloj-i-srednej-tochek_3.gif)
Рис. 4.20. Изменение черной и белой точек
![](image/4-5-2-vybor-chernoj-beloj-i-srednej-tochek_4.gif)
Рис. 4.21. Фотография после внесения изменений
Но работу нельзя считать законченной, поскольку не исчерпаны все возможности улучшения оригинала. С самого начала в изображении присутствовал некоторый сдвиг в область темных тонов. Он стал еще более заметен после растяжения тонового диапазона и повышения общего контраста образа. Для осветления картинки воспользуемся регулятором средней точки (гаммы). Искомого результата можно добиться, перемещая средний ползунок на небольшое расстояние в левую сторону яркостной шкалы.
Для настройки гаммы можно воспользоваться командой Image => Adjustments => Levels, которая действует непосредственно на изображение. Существует и другой путь. Можно вернуться к установкам корректирующего слоя и в нем изменить положение среднего регулятора. Для этого достаточно два раза подряд щелкнуть по пиктограмме корректирующего слоя в палитре слоев. Наконец, возможно ввести еще один корректирующий слой типа Levels. Воспользуемся последним способом.
- Создадим новый корректирующий слой типа Levels.
- Передвинем средний ползунок налево до тех, пока не будет достигнуто желаемое осветление. Для нашего примера неплохой компромисс, сохраняющий мелкие детали в светлой части оригинала, достигается для гаммы, примерно равной 1,35 (рис. 4.22).
- Щелкнем по кнопке ОК и закончим работу с диалоговым окном.
![](image/4-5-2-vybor-chernoj-beloj-i-srednej-tochek_5.gif)
Рис. 4.22. Установки второго корректирующего слоя, доставляющие оригиналу нужное осветление
На гистограмме второго слоя можно заметить некоторую потерю тонов обрабатываемого оригинала. После применения первого корректирующего слоя изображение потеряло точки в некоторых узких поддиапазонах. Такие потери - почти неизбежное следствие операций по растяжению тонового диапазона. Команда Levels - это весьма щадящее средство обработки; оно обедняет тона изображения в значительно меньшей степени, чем такое средство линейной коррекции, как Brightness/Contrast.
На заметку! Еще не выведена магическая формула, позволяющая рассчитать оптимальные значения для черной, белой и средней точек. Все рецепты, приведенные в данном разделе, имеют рекомендательный характер. Они справедливы, как говорят, в общем случае, но можно подобрать примеры изображений, для ретуши которых придется нарушить эти статистически оправданные рекомендации.
Любая корректировочная операция связана с риском потери графической информации. Это утверждение справедливо и для тоновой коррекции. Точки, имеющие в оригинале различную яркость, могут попасть в один тоновый диапазон после внесения изменений в распределение яркостей. Особенно опасны в этом отношении операции линейной коррекции Brightness/Contrast (Яркость/Контраст), которые часто теряют детали в самых темных и светлых участках изображения. Команды Levels и Curves выполняют нелинейные преобразования тонового диапазона. Они меняют яркостные значения пикселов не пропорционально, а по некоторому нелинейному закону. При умелом обращении с этими средствами можно сохранить большую часть графической информации оригинала. Чем больше корректировок внесено в изображение, тем более высокой становится вероятность необратимых потерь данных.
Некоторые растровые редакторы реализуют тактику так называемой накопительной коррекции. В этом случае преобразования и команды применяются не к самому изображению, а к его экранному образу низкого разрешения. Если корректировки привели к искомому результату, то по специальной команде они переносятся на графический файл. В случае неудачи накопительная коррекция позволяет отменить некоторые или все сделанные операции. В редакторе Photoshop тактика накопительной коррекции реализуется при помощи корректирующих слоев (Adjustment Layers) и палитры History.
Важно! При расширении тонового диапазона не создаются новые пикселы. Программа растягивает (или стягивает) тоновый диапазон и перераспределяет яркостные значения в соответствии с выбранными позициями черной и белой точек. Значительное увеличение диапазона может привести к отсечке некоторых внутренних, значений и дискретности гистограммы.