Это, наверное, самое популярное средство технической ретуши программы. Новичкам, делающим свои первые шаги в освоении пакета, оно кажется всесильным и удивительно остроумным. Искушенные пользователи часто недолюбливают его за монотонность и несбывшиеся ожидания. Профессионалы точно знают все сильные и слабые стороны этого средства и области его рационального применения.
Инструмент присутствовал в программе с самых первых ее версий и за это время претерпел незначительные, декоративные изменения. Ранее он, по какой-то прихоти его разработчиков, именовался Rubber Stamp, что у пользователей пакета, незнакомых с классической техникой ретуши, не вызывало никаких устойчивых ассоциаций с невиртуальными средствами коррекции. В шестой версии решительно отброшены все технологические намеки и инструмент получил имя Clone Stamp, более отвечающее лингвистическим традициям и духу компьютерной графики. Это наименование сохранилось и в последующих изданиях редактора. В дословном переводе оно означает клонирующий штамп, его часто именуют просто штампом, поскольку среди инструментов пакета нет его омонимов и омофонов.
За все время существования пакета тактика работы со штампом не обогатилась значительными нововведениями. В большинстве случаев она представляет собой хорошо знакомую каждому пользователю программы комбинацию отбора проб и переноса эталонных фрагментов на поврежденные участки изображения. Рассмотрим простую методику работы со штампом, отличающуюся от стандартной более высокой устойчивостью к ошибкам.
Состояние фотографии, показанной на рис. 3.1, далеко от идеала. Масштабный скол, проходящий через весь снимок, - это самое заметное повреждение примера. Он затрагивает самые чувствительные области лица, поэтому исправление этого дефекта потребует значительных усилий. Менее критичные повреждения эмульсионного слоя расположены в верхнем левом и нижнем правом углу фотографии. Их исправление не требует высокого мастерства и доступно начинающему ретушеру. С них и следует начать процедуру исправления снимка.
В чем заключаются преимущества данной методики по сравнению со стандартной техникой работы с клонирующим штампом? Мазки клонирующей кисти переносятся не на оригинал, а накладываются на дополнительный слой. Любое неудачное действие можно отменить простым стиранием с этого слоя. Данный способ не знает тех ограничений на глубину отката, которые сильно ограничивают область применения палитры History (История).
На рис. 3.2 показано изображение дополнительного слоя; на нем изображаются все клонирующие мазки штампом, которые пришлось сделать в процессе ретуши примера этого раздела.
Сам результат, после дополнительной фильтрации лица, показан на рис. 3.3.
Наверное, каждому пользователю программы знакома ситуация, когда небрежное применение инструмента или работа штампом с некорректными установками порождает новые дефекты. Они могут проявляться в виде монтажных швов, некоторого регулярного узора, пограничных зон на стыке областей с различными текстурами тоном или цветом. Некачественное клонирование по своим последствиям напоминает небрежно наложенный макияж, т. е. лекарство оказывается хуже болезни.
Какие же рецепты можно предложить в подобной ситуации? Лучшее лечение -?то профилактика: не следует допускать появления вторичных артефактов. Рецепты корректной работы общеизвестны - это тщательная настройка инструмента Clone Stamp, точный выбор донорских областей, подбор кисти, оптимальной в данной ситуации. Кроме того, перед обработкой критических областей следует провести пробные мазки и эксперименты с настройками.
В некоторых случаях скрыть стыковочные швы удается посредством аккуратной обработки инструментом Smudge (Палец). Обработка фильтрами размытия и внесение дозированного шума могут замаскировать или полностью удалить вторичные артефакты. Если клонирующие мазки отделены от основного изображения и находятся на отдельном слое, то пользователю предоставляется большая свобода з применении соответствующих фильтров.
Важно! Результативность операции клонирования зависит от множества факторов: опыта ретушера, наличия подходящего донорского материала, характера повреждений, настроек инструмента Clone Stamp и пр. Одним из важнейших условий правильного клонирования является выбор кисти и ее настройка. Если изображение отмечено массивными и глубокими повреждениями, то для его успешной реставрации часто приходится создавать новую кисть. В число настроек кистей входит параметр Spacing (Интервал). Он определяет частоту нанесения мазка, а значит, плотность красочного слоя, который оставляет за собой рисующая кисть. В процессе рисования довольно редко возникает необходимость в изменении этого параметра: только для решения специальных изобразительных задач. Для клонирующей кисти данный параметр является одним из важнейших. Небольшие значения интервала дают более равномерный и устойчивый мазок, но отчасти замедляют процедуру переноса графических данных из донорских фрагментов на поврежденную область.