ЗАПИСЬ ЗВУКА
Приступая к озвучению смонтированного фильма, необходимо выполнить следующие работы:
1. Решить окончательно в связи с содержанием действия, какие музыкальные мотивы будут применены в фильме. Это требует хорошего знакомства с музыкальными произведениями. В ряде стран есть специально составленные для любителей каталоги, рекомендующие подходящие музыкальные произведения для соответствующих кинематографических сцен или эпизодов. У нас, если вы сами недостаточно знакомы с музыкой, хорошо получить совет знакомого музыканта или любителя музыки, показав ему снятый фильм и рассказав о своих замыслах. Кинолюбитель может использовать для озвучения своих фильмов произведения, записанные на граммофонных пластинках, с которых выбранные фрагменты переписываются на магнитофоне. Можно также записать нужные мелодии прямо с радио. В отдельных случаях можно воспользоваться фонотекой местной радиостанции.
2. Необходимые звуковые эффекты можно получить из фонотеки, записать по радио или самостоятельно. Однако следует остерегаться плохой имитации. В таком случае лучше вообще отказаться от применения этих эффектов.
3. Если фильм требует сопроводительного текста, то после его написания следует этот текст прочесть один-два раза во время демонстрирования изображения, обращая внимание на то, помещается ли он в соответствующих фрагментах фильма. В противном случае в тексте нужно сделать необходимые сокращения.
4. Просматривая фильм на экране, нужно прохронометрировать отдельные его фрагменты, отмечая на листе (можно это сделать на монтажном плане или рабочем сценарии, если они отвечают последнему варианту смонтированного фильма) время начала синхронных эпизодов или других видов звукового сопровождения, например, на которой секунде должна начаться очередная мелодия, зазвучать очередной шум. Хронометрирование можно заменить подсчетом количества кадриков, помня, что в течение одной секунды их проходит через кинопроектор 24 или 16. Однако этот способ требует большого терпения и внимания, чтобы не ошибиться при подсчете.
5. Имея готовую запись всех звуковых компонентов на бумаге — звуковую партитуру, приступают в соответствии с нею к записи музыкального сопровождения и звуковых эффектов. Выполнив это, следует проверить правильность сделанных записей, демонстрируя одновременно через кинопроектор изображение и звук. Если обнаружится какое-то расхождение в синхронности; нужно внести в запись необходимые поправки. Иногда лучшей может оказаться вырезка пары кадриков, если при этом не нарушится изобразительная непрерывность, чем повторение всей записи.
Стартовая отметка на кинопленке с изображением делается на ракорде, приклеенном перед шапкой процарапыванием или пленочным карандашом. На магнитофонной ленте записывается отметка «старт» или соответствующее место обозначается видимой меткой. Крестик на кинопленке после зарядки в кинопроектор должен находиться в проекционном окне, а знак на магнитофонной ленте — на читающей магнитной головке. Кинопроектор и магнитофон должны пускаться одновременно.
6. Если проба окажется удовлетворительной, можно приступить к записи текста, снова пользуясь звуковой партитурой с указаниями времени, когда должны начинаться его очередные отрывки. Текст вписывается прямо в записанное ранее музыкальное сопровождение. Нужно, однако, считаться с тем, что в случае каких-либо ошибок придется повторно записать не только текст, но и музыкальное сопровождение. Этого можно избежать, имея три магнитофона. В таком случае текст записывают отдельно и, если обнаружатся ошибки, его стирают, а потом переписывают вместе с музыкой на отдельную ленту на третьем магнитофоне.
Если при записи текста используют пьезомикрофон, его нужно располагать близко от диктора, чтобы голос излишне не рассеивался. Помещение, в котором записывается речь, должно быть достаточно заглушенным, чтобы не появлялись ненужные отражения, уменьшающие разборчивость. При записи музыки необходима нормальная акустика зала, обеспечивающая чистоту и сочность звучания.
Располагая помещением, в котором можно изолировать шумящий кинопроектор от диктора, запись ведут непосредственно под изображение, демонстрируемое кинопроектором, что обеспечивает большую точность в синхронизации и значительно ускоряет работу.
Если используется система с магнитной дорожкой на фильмокопии, то запись на нее можно выполнять двумя способами:
1. После записи всего звукового сопровождения фильма на магнитофонную ленту с нее производят перезапись звука на магнитную дорожку фильмокопии. Если с первого раза не удастся достигнуть полной синхронности, перезапись можно повторить. При каждой следующей перезаписи стирающая головка размагничивает предыдущую неудавшуюся запись. Во время перезаписи нужно контролировать на экране синхронность изображения со звуком. Поскольку при перезаписи не используется микрофон, наличие звукоизолированных помещений не обязательно.
2. Располагая изолированным помещением, можно сопроводительный текст или диалог записывать прямо на магнитную дорожку, наблюдая одновременно за изображением на экране через звукоизолирующее окно и проверяя на слух соответствие текста или диалога. Так же можно поступать и со звуковыми эффектами, записывая отдельно только музыкальное сопровождение.
При очень сложном звуковом оформлении большую помощь может оказать микшер, благодаря которому можно легко выполнять переходы между отдельными мелодиями и шумами, делать тише музыку во время звучания текста, изменять уровни звучания. С его помощью легко исправить ошибки в уровне записи.
Записывая звук на магнитофоне, следует контролировать уровень записи по индикатору глубины модуляции. Этот контроль можно осуществлять и непосредственным прослушиванием. ;
* * *
Среди некоторых кинолюбителей господствует ошибочное представление о звуке в фильме. Им кажется, что достаточно подложить какую-нибудь «музычку», которая заполнит глухую паузу, и это все, что нужно. Они полностью заблуждаются. Несоответствующее музыкальное сопровождение нарушает единство изображения, часто создает с ним диссонанс и мешает гармоничному восприятию фильма. В ряде случаев зрители могут быть дезориентированы расхождениями между зрительной и звуковой сторонами произведения. Музыка же должна подчеркивать развитие действия и его ритм.
Вредным может быть также использование избитых мелодий, повторяемых многократно. Как даже терпеливого радиослушателя может вывести из себя многократное повторение одной и той же песенки, так и кинозритель будет недоволен, видя в различных фильмах морской пейзаж в сопровождении одной и той же мелодии. Следует избегать штампа в музыкальном сопровождении даже в любительских фильмах, если есть желание добиться действительно художественного результата.
Подбирая мелодии, необходимо стремиться, чтобы они составляли законченные музыкальные фразы произведения и не были оборваны где-то на половине такта. Используя для собственных целей чужие произведения, нельзя их искажать. Следует также помнить, что современные музыкальные произведения охраняются авторским правом, и ими можно пользоваться только для частного применения, демонстрируя озвученные ими фильмы только на закрытых и бесплатных просмотрах.
* * *
Озвучение фильма заканчивает процесс его постановки. В таком виде он уже готов для показа. Подходит момент, когда авторы смогут поделиться с другими людьми своими мыслями, заключенными в фильме, и одновременно проверить, в какой степени принятая ими форма подачи удовлетворяет зрителей. Минута представления законченного произведения зрителям — самая трудная для каждого художника, а также и для кинолюбителя. Отсюда замешательство, какое охватывает авторов, когда их фильм в первый раз должен быть показан собравшейся в зале публике, даже если присутствует только небольшое количество знакомых и друзей, интересующихся искусством кино. Посвятим последнюю главу рассмотрению некоторых вопросов, связанных с показом фильма.
Содержание раздела