ЗАДАЧИ МОНТАЖА
Монтаж фильма должен решать ряд задач. Основной из них, имеющей несколько технический характер, является отбор и распределение снятого материала в соответствии с режиссерским сценарием или монтажным листом и исключение дефектных дублей и кадров. Далее монтаж должен придать всему нужный темп и обеспечить непрерывность и плавность изобразительного и звукового повествования. Это требует хорошего знания драматургических основ кинематографа и особенностей зрительского восприятия. Без этого можно допустить много монтажных ошибок, что приведет к плохой передаче замысла постановщика, воплощенного в снятом материале.
Чтобы кинематографическое произведение имело достаточную силу воздействия на зрителей, волновало их, заставляло думать, оно должно быть предельно художественно выразительным и иметь четкое построение. Выполнение этих условий и есть драматургическая задача монтажа. Уже на основании режиссерского сценария можно судить, в какой степени это возможно сделать. Если драматургическая разработка темы не выполнена в стадии подготовки и не исправлена в период съемок, то даже самый лучший монтажер немного сможет сделать. Можно только попытаться исправить мелкие драматургические упущения или сгладить их.
Ассоциативной задачей монтажа является такой подбор выразительных средств, при котором из взаимосвязи отдельных изображений или звуков в сознании зрителя возникают новые значения. В одном любительском фильме есть сцена, в которой герой, ожидая появления на свет ребенка, вдруг слышит шум пролетающего военного реактивного самолета, поднимает голову и с беспокойством следит за самолетом. Такой самолет может предвещать смерть для него и его семьи. При этом не звучит ни одного слова. Однако зритель совершенно однозначно понимает из сочетания изображений, подкрепленных дополнительно звуком, что герой беспокоится о будущем.
Следует обратить внимание на использование звука для выявления или подчеркивания определенных ассоциативных выводов. Звук в той же степени, что и изображение может с успехом выполнять такие функции. При этом нет необходимости показывать сам источник звука, если он достаточно известен. Показ в кадре убегающего в страхе человека при звуке выстрелов, даже без показа стреляющего, достаточно ясно информирует о причинах бегства. Также шум проходящего поезда, проникающий внутрь помещения, свидетельствует, что оно находится вблизи железной дороги.