ЗАДАЧИ МОНТАЖА
Монтаж фильма должен решать ряд задач. Основной из них, имеющей несколько технический характер, является отбор и распределение снятого материала в соответствии с режиссерским сценарием или монтажным листом и исключение дефектных дублей и кадров. Далее монтаж должен придать всему нужный темп и обеспечить непрерывность и плавность изобразительного и звукового повествования. Это требует хорошего знания драматургических основ кинематографа и особенностей зрительского восприятия. Без этого можно допустить много монтажных ошибок, что приведет к плохой передаче замысла постановщика, воплощенного в снятом материале.
Чтобы кинематографическое произведение имело достаточную силу воздействия на зрителей, волновало их, заставляло думать, оно должно быть предельно художественно выразительным и иметь четкое построение. Выполнение этих условий и есть драматургическая задача монтажа. Уже на основании режиссерского сценария можно судить, в какой степени это возможно сделать. Если драматургическая разработка темы не выполнена в стадии подготовки и не исправлена в период съемок, то даже самый лучший монтажер немного сможет сделать. Можно только попытаться исправить мелкие драматургические упущения или сгладить их.
Ассоциативной задачей монтажа является такой подбор выразительных средств, при котором из взаимосвязи отдельных изображений или звуков в сознании зрителя возникают новые значения. В одном любительском фильме есть сцена, в которой герой, ожидая появления на свет ребенка, вдруг слышит шум пролетающего военного реактивного самолета, поднимает голову и с беспокойством следит за самолетом. Такой самолет может предвещать смерть для него и его семьи. При этом не звучит ни одного слова. Однако зритель совершенно однозначно понимает из сочетания изображений, подкрепленных дополнительно звуком, что герой беспокоится о будущем.
Следует обратить внимание на использование звука для выявления или подчеркивания определенных ассоциативных выводов. Звук в той же степени, что и изображение может с успехом выполнять такие функции. При этом нет необходимости показывать сам источник звука, если он достаточно известен. Показ в кадре убегающего в страхе человека при звуке выстрелов, даже без показа стреляющего, достаточно ясно информирует о причинах бегства. Также шум проходящего поезда, проникающий внутрь помещения, свидетельствует, что оно находится вблизи железной дороги.
Изобразительно-звуковые метафоры относятся к основ ным художественным средствам кинематографа. Их оригинальность и разнообразие говорят о качестве фильма и умении его постановщика.
При монтаже фильма можно использовать следующие виды соединения кадров между собой:
Склейка — соединение между собой двух кадров, чаще всего снятых в разных планах. Такая склейка оставляет монтажеру большую свободу в расположении имеющегося Материала, которая ограничивается только темой фильма и его драматургической конструкцией.
Склейка на движении — соединение очередных кадров в порядке последовательности действия во время движения снимаемого объекта. Это может быть также продолжением движения, начатого в предыдущем кадре, например при переходе от одного по масштабу плана к другому.
Вытеснение, затемнение, шторки — это фигуры, имеющие свойства знаков препинания, отделяющие более или менее выразительно отдельные фрагменты фильма. (Подробнее об этом говорилось в главе III.)
Не очень опытные постановщики пытаются застраховаться от будущих трудностей в монтаже, поручая оператору снять многочисленные перебивки. Перебивки — это чаще всего короткие кадры, содержащие различные нейтральные элементы: детали обстановки помещения, в котором проходит действие, архитектурные детали на натуре, случайные прохожие и т. д. Если при монтаже не окажется промежуточного плана для соединения между собой кадров, в которых участвуют действующие лица, а непосредственное их соединение вызывает недопустимый скачок изображения, то вклеивается такая перебивка. Однако это не всегда дает желаемый результат, не говоря уже о вызываемом перебивками снижении темпа действия.
Перебивки могут быть использованы также в тех случаях, если имеется длинный и в общем хороший кадр, но с каким-либо дефектом на отдельном небольшом участке (например, блик света, попавший в объектив, вздрагивание камеры и т. д.). Пропуск, появившийся после вырезки дефектного участка, можно заполнить соответствующей перебивкой, если нельзя заново снять весь этот кадр.
Излишне длинные кадры со слабо выраженным внут-рикадровым движением можно несколько улучшить перебивками, делающими их менее монотонными.
Перебивками являются также короткие кадры, показывающие лица болельщиков во время спортивных соревнований. Они заполняют пробелы, возникшие по таким причинам, как перемена положения камеры для показа соревнований с другой точки зрения, смена объектива и т. п. Подобного вида перебивки выполняют и драматургическую роль, показывая реакцию трибун и отдельных болельщиков. Они также могут позволить сократить общее время показа соревнования. Однако излишнее применение перебивок является плохой манерой и нарушает плавное течение повествования.
Уже говорилось о темпе, который должен быть окончательно доработан в процессе монтажа. Этот темп определяется подбором длины следующих друг за другом кадров. Их длина зависит от ряда различных причин. Во-первых, от познавательного содержания кадра: короче показывается кадр с малым количеством деталей, дольше — в котором деталей больше, чтобы зритель успел их рассмотреть. Во-вторых, длительность кадра определяется игрой актеров и произносимыми ими диалогами. Нельзя прерывать кадр на половине какого-либо действия. Темп должен быть предусмотрен постановщиком при разработке сценария, а потом во время съемок. Аналогично обстоит дело с кадрами, снимаемыми с движением камеры. Скорость этого движения может устанавливаться только во время съемок. В-третьих, длина кадра может зависеть от вида снимаемого плана. Далекие общие, даже статичные планы требуют большей длительности показа: более близкие планы могут быть соответственно короче. Главным является то, чтобы закончить кадр в момент, когда его содержание уже воспринято зрителем и дальнейшее продолжение угрожает затянутостью и скукой, что считается наибольшим недостатком всякого искусства. Скука убивает прортзведение — говорится не без основания.
Использование в фильме особенностей ритма необычайно существенно с точки зрения его воздействия на зрителей. Ритмом изображения можно создать спокойное настроение или акцентировать динамику, усыплять или возбуждать чувства и напряжение. Этому благоприятствует большая свобода в обращении с пространством и временем в кинопроизведениях.
В конце рассуждений о ритме следует еще подчерк-путь, что он строится несколько иначе в немых фильмах, где господствует изображение, чем в звуковых, где ритм определяется длительностью диалога или сопроводительного комментария.
Содержание раздела