Снимаем любительский кинофильм



ЗАДАЧИ МОНТАЖА - часть 3


Излишне длинные кадры со слабо выраженным внут-рикадровым движением можно несколько улучшить пере­бивками, делающими их менее монотонными.

Перебивками являются также короткие кадры, пока­зывающие лица болельщиков во время спортивных сорев­нований. Они заполняют пробелы, возникшие по таким причинам, как перемена положения камеры для показа соревнований с другой точки зрения, смена объектива и т. п. Подобного вида перебивки выполняют и драматурги­ческую роль, показывая реакцию трибун и отдельных бо­лельщиков. Они также могут позволить сократить общее время показа соревнования. Однако излишнее применение перебивок является плохой манерой и нарушает плавное течение повествования.

Уже говорилось о темпе, который должен быть оконча­тельно доработан в процессе монтажа. Этот темп опреде­ляется подбором длины следующих друг за другом кадров. Их длина зависит от ряда различных причин. Во-первых, от познавательного содержания кадра: короче показывается кадр с малым количеством деталей, дольше — в котором деталей больше, чтобы зритель успел их рассмотреть. Во-вторых, длительность кадра определяется игрой актеров и произносимыми ими диалогами. Нельзя прерывать кадр на половине какого-либо действия. Темп должен быть пре­дусмотрен постановщиком при разработке сценария, а по­том во время съемок. Аналогично обстоит дело с кадрами, снимаемыми с движением камеры. Скорость этого движе­ния может устанавливаться только во время съемок. В-третьих, длина кадра может зависеть от вида снимаемо­го плана. Далекие общие, даже статичные планы требуют большей длительности показа: более близкие планы могут быть соответственно короче. Главным является то, чтобы закончить кадр в момент, когда его содержание уже вос­принято зрителем и дальнейшее продолжение угрожает затянутостью и скукой, что считается наибольшим недо­статком всякого искусства. Скука убивает прортзведение — говорится не без основания.

Использование в фильме особенностей ритма необы­чайно существенно с точки зрения его воздействия на зри­телей. Ритмом изображения можно создать спокойное на­строение или акцентировать динамику, усыплять или воз­буждать чувства и напряжение. Этому благоприятствует большая свобода в обращении с пространством и временем в кинопроизведениях.

В конце рассуждений о ритме следует еще подчерк-путь, что он строится несколько иначе в немых фильмах, где господствует изображение, чем в звуковых, где ритм определяется длительностью диалога или сопроводитель­ного комментария.

 




Содержание  Назад  Вперед