Снимаем любительский кинофильм

       

Точки установки киноапаратов; 1, 2,




Рис. 5. Точки установки киноапаратов; 1, 2, 3, 4 — правильные — кадры будут монтироваться; точка 5 — неправильная

Важное значение для изобразительного качества филь­ма имеет применение съемочных точек, способствующих повышению выразительности кадра. Без сомнения более интересным будет кадр, еще не встречавшийся в других фильмах. Находки такого рода свидетельствуют о худо­жественной индивидуальности оператора и обогащают фильм. Однако даже самые интересные по форме приемы ни в коем случае не должны применяться за счет сущест­ва содержания.

При частых изменениях точки установки камеры не­обходимо предварительно детально ознакомить зрителя с местом развития событий и тем самым обеспечить ему возможность безошибочной ориентации.

В связи с этим следует напомнить о недопустимости пересечения оператором так называемой оси действия. Этой осью является воображаемая прямая линия, соеди­няющая персонажей, участвующих в действии, на съемоч­ной площадке. Она делит на две части площадь, на кото­рой развивается действие. Камера, движущаяся по одной из этих частей, может занимать любое положение в пре­делах 180°. Пересечение оси действия может дезориенти­ровать зрителя в расположении действующих лиц или предметов, показываемых в связанных между собой оче­редных кадрах.

Это правило можно пояснить следующим примером (рис. 5). В соответствии со сценарием нужно показать в последовательыых кадрах двух разговаривающих между со­бой людей, снимая их поочередно через спины то одного, то другого. Место установки аппарата может быть выбра­но в этом случае либо по одной, либо по другой стороне оси действия, но ни в коем случае не пересекая ее, так как это вызвало бы впечатление изменения взаимного по­ложения актеров: левый оказался бы справа, а правый — слева. То же самое относится и к движущемуся автомо­билю (рис. 6), снятому в следующих друг за другом кадрах. Если нужно показать автомобиль, проезжающий по улице и потом удаляющийся, камера всегда должна сни­мать эти кадры с одной и той же стороны от оси движения автомобиля.



Рис. 6. При указанных точках установки киноаппара­тов относительно движущегося объекта монтируются только планы точек 1 и 3 или 3 и 4; не монтируются планы точек 1 и 4, 2 и 3

Пересечение оси допустимо только при движении ка­меры во время съемки кадра, например при объезде объ­екта съемки по кривой, так как в этом случае зритель следит за ее движением и хорошо ориентируется в обстановке. Если в каком-либо эпизоде имеется несколько осей дейст­вия, что бывает при групповых сценах, и они могут пере­секаться между собой, то камера не должна пересекать ту из них, которая соединяет персонажей, привлекающих особое внимание зрителя в момент перехода к следующе­му кадру.


Содержание  Назад  Вперед







Forekc.ru
Рефераты, дипломы, курсовые, выпускные и квалификационные работы, диссертации, учебники, учебные пособия, лекции, методические пособия и рекомендации, программы и курсы обучения, публикации из профильных изданий