Построение фильма подчиняется общим для любого драматургического произведения законам. Драматургическая структура действия должна развиваться по восходящей линии до кульминационного момента, являющегося ключевым для содержания произведения. Начинается произведение чаще всего с завязки действия, определения его места и времени. В фильме это обычно представление главных героев или ознакомление с территорией, на которой будут развиваться дальнейшие события.
Классическим примером выполнения этих задач является начало известного японского фильма «Голый остров». Первый план, снятый, очевидно, с вертолета, показывает небольшой скалистый остров, окруженный водами морского залива. Плавное приближение камеры к поверхности выявляет суровость острова. Под конец плана видны мужчина и женщина, несущие по круче тяжелые железные ведра с водой. Это единственный способ орошения высоко лежащего клочка земли, служащего источником существования бедной японской семьи, живущей на маленьком острове. Действие всего фильма разыгрывается на этом острове и представляет борьбу за существование его немногочисленных обитателей.
После экспозиции наступает очередь завязки конфликта и развития действия, в которых будут выявлены отношения между главными персонажами. Возникают ситуации, приводящие к постепенному нарастанию напряжения и все более заинтересовывающие зрителя. В отдельных случаях могут происходить неожиданные повороты действия, изменяющие ход событий с целью намеренно дезориентировать зрителя и захватить его врасплох неожиданным оборотом ситуации. Вскоре после этого, однако, конфликт обычно приобретает первоначальное направление.
Кульминационный момент является главным для завершения действия, это может быть какая-либо катастрофа или решение основной проблемы фильма. И тут наступает одно из труднейших мест сценария — как закончить фильм, чтобы последний аккорд прозвучал достаточно сильно и надолго оставил впечатление. При этом нельзя продлить действие, так как после кульминационного момента происходит падение внимания зрителя и наступает естественная психологическая реакция ожидания конца. Вместе с тем окончание должно быть мягким и деликатным. Последние кадры фильма часто определяют художественный уровень картины и степень таланта ее создателя. Следует обратить внимание на то, как заканчиваются фильмы Де Сики, Феллини, Бергмана, Антониони и других выдающихся режиссеров.