Структура каждого кинопроизведения должна опираться на определенную концепцию и конструкцию, которые в свою очередь должны быть точно предопределены сценарием.
Выбрав тему, нужно найти наиболее целесообразный способ ее решения в фильме. Без такой концепции интересная и ценная тема может быть погублена.
В кино, как в любом искусстве, форма играет чрезвычайно важную роль, но она не должна доминировать над содержанием. Только единство содержания и формы, их взаимосвязь, равновесие между ними и содружество могут дать необходимый художественный результат.
В основе творческой концепции обычно находится некоторое общее намерение, склоняющее постановщика к работе именно над этой темой и воплощением ее в виде фильма. Ответы на два вопроса позволят уточнить взгляд на облик задуманного произведения:
1) что и зачем хочет сказать постановщик будущему зрителю; или какой цели должно служить задуманное кинопроизведение?
2) как это намерение осуществить и какими выразительными средствами воспользоваться для придания фильму большей привлекательности?
Концепция является как бы первопричиной, из которой потом рождается форма кинопроизведения.
Следующий этап в подготовке сценария- — это разработка конструкции, объединяющей содержание в единое целое. Задача конструкции — сохранить все в равновесии и гармонии. Основную роль тут играет систематизация киноматериала в определенном логическом порядке в соответствии с требованиями драматургии и кинематографической фотогеничности [Под этим термином следует понимать пластические особенности объектов съемки].
Конструкция в противоположность концепции может быть иногда творческим приемом; она является только элементом, упорядочивающим готовый, но еще сырой материал, раньше всего в процессе монтажа фильма. Чаще это относится к ряду документальных фильмов, для которых нельзя предварительно подготовить сценарий из-за невозможности предвидеть развитие событий. (Это также полиостью относится к событийным киножурналам.)
Подготавливая сценарий документального или научно-популярного фильма, в котором будет использован сопроводительный текст, необходимо предусмотреть это в сценарии, чтобы обеспечить взаимосвязь изображения и звука, помня всегда о примате в кинематографе первого над вторым. На стадии сценария сопроводительный текст разрабатывается в общем виде, а детальная его доработка выполняется после монтажа изображения.
В игровом художественном фильме каждый кадр должен быть обоснован в единстве действия и художественной концепции. Он требует продуманной композиции и тщательного определения всех находящихся в нем деталей.
Нарушение этой основы, даже в небольшом фильме такого рода, может вызвать смысловые противоречия или привести к необходимости переделок.