ПОСТАНОВЩИК НА СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ
Работа на съемочной площадке требует максимальной сосредоточенности и бдительного соблюдения духа сценария при съемке очередных сцен. Запятые в них персонажи должны выглядеть естественными, как бы живущими своей собственной жизнью, а не казаться героями, выдуманными сценаристом и режиссером. Кинокамера выявляет, делает заметной любую фальшь жеста, мимики, поведения, все проявления искусственности. Вместе с тем реалистичность героя в фильме подчеркивается различными мелочами и движениями, показывающими характерные индивидуальные черты. Опытные актеры это хорошо знают и стремятся умело использовать детали в создаваемых ими образах.
Постановщик-любитель, имеющий дело с актерами-любителями, также должен об этом помнить и умело управлять их игрой, подсказывать соответствующее поведение, жесты, выражение лица. Интерпретацию каждой роли следует оговорить с отдельными исполнителями еще до начала съемок, чтобы дать им возможность психологически подготовиться к ней.
Для людей, не привыкших выступать перед аппаратом, может быть полезным «привыкание» к нему на пробах, проводимых даже без съемки на кинопленку, но с обязательным выполнением всех операций, связанных с проведением съемки.
Во время подобных проб можно также, не расходуя ценную кинопленку, сделать еще некоторые поправки в композиции кадров.
В ситуациях, требующих определенной резкой реакции актера, которая должна казаться естественной, постановщик, работающий с непрофессиональными актерами, вынужден иногда прибегать к разным фокусам. Режиссер Анджей Мунк рассказывал когда-то, как во время постановки фильма «Голубой крест» снимал эпизод, в котором непрофессиональный исполнитель, игравший роль человека, оперируемого без наркоза, должен был резко среагировать на прикосновение к его телу ножа хирурга. Режиссер, опасаясь, что реакция может быть несоответствующей, решил помочь актеру, уколов его неожиданно иголкой. Однако уколотый снес со стоическим упорством это мучение, чтобы не «испортить», как ему казалось, кадр, и даже не двинулся.
Следует сказать, что Мунк, рассчитывая на эффект своего приема, не посвятил исполнителя предварительно в детали разыгрываемого эпизода.
Поскольку в самом стиле игры актеров кино обязательна умеренность жеста и экономная мимика (в противоположность театральной игре), то по драматургическим соображениям необходимо преувеличение некоторых черт в действиях и внешности людей. Различные психологические состояния в кинематографическом образе чаще всего выражаются при помощи внутреннего состояния, реакции, выражения лица, позы и окружающей обстановки. По этим элементам зритель должен однозначно понять, что переживает герой на экране.
В игровых любительских этюдах, преимущественно коротких, действие должно быть сведено к одной основной нити. Благодаря этому количество исполнителей может быть ограничено несколькими людьми. Следует, однако, помнить, что среду создают также эпизодически проходящие персонажи, которые мало или совсем не участвуют в основном конфликте. Любитель, деликатно оперируя кинокамерой, может использовать для таких эпизодов, если допускает характер действия, случайных людей. Это могут быть прохожие на улице, зрители на трибуне стадиона, загорающие на пляже, отдыхающие в парке, выходящие с работы и т. д. Такие статисты, если они не видят камеры, держатся свободно, их не нужно приглашать и «расставлять». Возможности монтажа, о чем будет рассказано позже, позволяют легко включать в фильм такие кадры.
В фильмах могут играть не только люди, но и предметы. Период немого кино довел до совершенства использование различных средств для создания и усиления настроения, передачи некоторых понятий и символов. Современный звуковой фильм реже использует эти средства, но в любительском фильме они могут решать ряд задач, заменяя иногда даже живого актера. Так же охотно используется этот метод в научно-популярных и документальных фильмах.
В таком многостороннем искусстве, каким является кинематограф, совместное использование различных творческих средств позволяет передавать сложное и глубокое содержание с большой силой воздействия. От постановщика зависит умелое использование этих возможностей.
Содержание раздела