Снимаем любительский кинофильм


ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КИНО - часть 7


Для обозначения перемены места действия может при­меняться так называемая «смазка». Это очень быстрая панорама, при которой изображение настолько размывает­ся, что невозможно даже узнать контуры предметов, что аналогично естественному процессу, когда человек быст­рым поворотом головы мгновенно переносит взор с одного объекта на другой.

Длительность такой быстрой панорамы не должна пре­вышать нескольких кадриков (не более 20). Выполняется она киноаппаратом в конце плана, непосредственно после окончания которого должна произойти смена места дейст­вия. В кинохронике этот прием может выполнять роль перебивки между смежными темами.

Ф1. На общем плане можно познакомить зрителя с топографией места дейст­вия и ввести большее количество действующих лиц

Редко применяемым приемом разделения является «шторка». Она может быть выполнена при использовании на киноаппарате соответствующего компендиума с маско-держателем. Шторка соединяет изображения, не имеющие между собой непосредственной связи. Ее простейший вид — это вертикальная или горизонтальная линия, как бы стирающая предыдущее изображение и одновременно вы­являющая следующее. Она должна передвигаться соответ­ственно с движением объекта в кадре. Шторка не связана с каким-либо явлением в естественном зрительном воспри­ятии человека, что делает ее в большинстве случаев мало­пригодной. Шторку можно применять при полностью ус­ловных изображениях.

Ф2. Полусредний план позволяет наблюдать за действием, в котором при­нимает участие значительное количество людей

Ф3. Полусредний план выполняет иногда функции общего плана, показывая зависимость происходящего действия между людьми

 

Нерезкость изображения может в некоторых случаях служить выразительным средством, используемым при пе­реходах. Например, в фильме об архитектуре можно пере­ходить от одной детали к другой, расфокусируя изображе­ние, переводить в нерезкость изображение в конце плана и вновь делать его резким в начале следующего. Однако общий период нерезкости должен быть очень коротким, чтобы не стать утомительной для зрителя паузой.




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин