Снимаем любительский кинофильм


ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КИНО - часть 6


Часто способом акцентирования изменения времени действия является соединение кадров наплывами. Такое наложение изображений создает впечатление прохождения некоторого отрезка времени. Кадры, предназначенные для наплывов, должны быть, как правило, скомпонованы из одинаковых по масштабу планов. Наплыв может осущест­вляться на протяжении от 16 до 48 кадриков, т. е. в тече­ние 1 — Зс.

Обычно в профессиональной кинематографии эффект наплыва выполняется лабораторным способом при печати фильмокопии путем наложения конца одного плана на на­чало последующего при предварительном соответствующем ослаблении совмещаемых концов. В любительских усло­виях этот эффект можно получить, выполняя с двойной экспозицией съемки частей изображения, накладываемых друг на друга. Это требует применения киносъемочного аппарата, позволяющего производить обратную отмотку кинопленки с подсчетом количества кадриков. В конце плана, подлежащего соединению с последующим планом при помощи наплыва, нужно во время съемки выполштть «затемнение», а после обратной перемотки кинопленки начать съемку следующего плана, накладываемого на пре­дыдущий, «из затемнения».

Фильмы обычно начинаются «из затемнения» и кон­чаются «затемнением». Эти приемы, вызывающие появле­ние изображения из ничего и потом его исчезновение, ста­новятся для фильма своего рода рамой. «Затемнение» и «из затемнения» применяются также как форма разделе­ния между эпизодами и, реже, между сценами. «Затемне­ние» однозначно символизирует окончание чего-то целого, а «из затемнения» — его начало.

Этот прием используется для разделения событий, ра­зыгрывающихся в различных местах или в разное время. Не следует, однако, применять его излишне часто, помня, что такой прием ослабляет темп действия. Вместе с тем он может быть полезен, когда нужно дать зрителю короткую паузу для размышления.

Как и «наплывы», кинолюбители выполняют приемы «в затемнение» и «из затемнения» в процессе киносъемки, соответственно пользуясь диафрагмой объектива. Время «затемнения» может быть разным. Оно каждый раз зави­сит от назначения приема и ритма монтажа. Например, при окончании фильма обычно применяется длительное «затемнение». Иногда при переходе можно ограничиться только «затемнением», начиная после него следующий план сразу без выхода «из затемнения».




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин