Снимаем любительский кинофильм


ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КИНО - часть 5


При мгновенных резких изменениях масштаба, как уже говорилось выше, у зрителя создается впечатление удара, и этот прием может применяться только как намеренный драматургический эффект. Нормально принятым перехо­дом от кадра к кадру является применение смежных между собой по масштабу планов.

Иногда развитие действия и его естественная логич­ность оправдывают соединение даже общего плана с круп­ным, так что это не нарушает спокойного хода действия в целом.

Полная плавность, маскирующая смену планов, полу­чается в результате внутрикадрового движения, когда ак­теры, участвующие в действии, приближаются к камере или удаляются от нее, естественно изменяя характер пла­на. В этом случае за исходный принимается план, в кото­ром начинает действие главный герой данной сцены, со­средоточивающий на себе внимание. В соответствии с его положением относительно кинокамеры определяют оче­редные планы до конца кадра.

Также и наезд, выполняемый при помощи тележки или трансфокатора 2, дает постепенную смену планов в их последовательной градации. Возможности подвижной композиции привели к тому, что современные постановщики фильмов применяют во многих случаях вместо резаного монтажа внутренний, главным образом при помощи соот­ветствующего движения кинокамеры.

Следующим важным выразительным средством в кино­искусстве являются переходы между смежными кадрами, сценами и эпизодами. Соединения кадров должны делать­ся незаметным для зрителя способом. Любая неточность в выборе вида соединения планов мешает плавному вос­приятию изобразительного повествования, поэтому, подго­тавливая режиссерский сценарий, необходимо тщательно обдумать соединение кадров, и прежде всего момент окон­чания действия в одном и продолжение его в следующем кадре.

Плановым соединением кадров достигается непрерыв­ное и последовательное восприятие развития действия, со­ответствующее развитию событий в одно время и в одном месте. Современный кинематограф, используя разработан­ный ранее изобразительный язык кино, делает попытки изменения времени действия применением резаного мон­тажа. Однако этот прием может быть использован только в отдельных случаях.




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин