Снимаем любительский кинофильм


ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КИНО - часть 4


Деталь в художественных фильмах применяется не очень часто. Этот план охотно использовался в немых ки­нокартинах как концовка информационного или символи­ческого характера: открытый в крике рот, плачущие или удивленные глаза, карикатурный нос. Этот план отлично подходит для передачи красоты женского лица, подчерки­вания специфических физических особенностей человека. В фильмах об искусстве он переносит внимание с общей композиции на детали произведения. Используемый до­статочно часто в фильмах о природе, позволяет рассмот­реть, например, детали тела насекомого, элементы расте­ния, минерала. Отлично подходит для создания настрое­ния, особенно состояния беспокойства (движущаяся ручка двери, курок пистолета, острие ножа).

Выбор соответствующего плана определяется функцией кадра, задуманным его психологическим воздействием. Нецелесообразно было бы, например, показать двух спо­койно разговаривающих между собой мужчин на общем плане. В этом случае напрашивается применение одного из более крупных планов: крупного, укрупненного или среднего. В приведенной ситуации каждый наблюдатель, заинтересовавшийся подобным разговором между знакомы­ми или незнакомыми людьми, старается находиться к ним возможно ближе. И задача кинооператора сводится к по­лучению такого изображения, каким его хотел бы видеть своими глазами зритель. А кем же является зритель в ки­нотеатре, как не наблюдателем того, что происходит на экране.

Эпизоды с динамическим действием полным движения требуют большого пространства, т. е. общего или полу­среднего плана. Укрупнения в таких эпизодах могут быть перебивкой, делающей лучше видимыми переживания уча­стников событий.

В то же время кадры, показывающие задумавшегося человека, требуют крупного или укрупненного плана. По мере приближения к кульминационному моменту действия такие планы применяются все чаще.

Обычно при переходе от кадра к кадру постепенно уве­личивают или уменьшают масштаб изображения соответ­ственно приведенной выше последовательности съемочных планов.




Начало  Назад  Вперед