Снимаем любительский кинофильм


ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КИНО - часть 3


Средний план является основным в игровых актерских фильмах. Он показывает людей до колен или до пояса. Так обычно мы видим человека, когда находимся рядом с ним и ведем разговор. В художественных фильмах этот план применяется достаточно часто, например при сопро­вождении персонажа, при параллельном или фронтальном проезде, в диалогах между героями, в сценах, где актеры сидят, и т. д. На среднем плане хорошо видна жестикуля­ция и мимика лица. Поэтому он часто используется в сце­нах спора, в которых важно сохранить и подчеркнуть не­которые особенности игры актеров.

Для концентрации внимания зрителей служит введение следующих планов. Первый из них, называемый укруп­ненным, выделяет из группы персонажей важнейший в данный момент действия. Такой план значительно лучше, чем средний: он позволяет следить за мимикой лица че­ловека, подчеркнуть его состояние. Укрупненный план охотно применяют постановщики в ситуациях психологи­ческого характера. Часто именно в этом плане мы видим целующиеся пары. Не следует, однако, применять его слишком часто.

В еще большей степени концентрирует внимание зри­теля так называемый крупный план. С точки зрения эмо­циональной — это самый важный план в психологических кульминационных моментах. Его часто используют и в ин­формационных целях, показывая надписи, часы, кален­дарь, записки, указатели дорог и т. д.

Соединяя укрупнения с общим или полусредним пла­нами, благодаря мгновенному изменению пропорций до­стигается впечатление шока. Этот важный выразительный элемент можно удачно использовать в отдельных ситуаци­ях. Например, неподвижный статичный персонаж и мгно­венно возникающие быстрый жест или гримаса лица — крупно.

В документальных и научно-популярных фильмах ук­рупнение применяется для перенесения внимания зрителя с целого на его отдельные части или элементы. В совре­менных фильмах охотно прибегают к укрупнению челове­ческих лиц, строя на этом иногда целые сцены. Это в рав­ной степени находит применение в игровых художествен­ных и документальных картинах. Увеличенное до разме­ров больше натурального человеческое лицо становится как бы главным «местом» разыгрывающихся событий, естественно, психологического характера.




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин