Очередность расположения планов зависит от
Очередность расположения планов зависит от логической связи элементов развивающегося действия.
Выделяют три основных типа планов: общий, средний и крупный.
Более детальное деление действия включает следующие разновидности планов (рис. 1):
общий — охватывает полностью место действия, в котором действующие лица являются мелкими элементами, расположенными на общем фоне;
полусредний — человек занимает в нем всю или почти всю высоту кадра, фон значительно ограничен;
средний — люди видны до колен;
укрупненный — человек снят по грудь;
крупный — лицо человека полностью заполняет кадр;
деталь — часть лица пли предмета.
Рис. 1. Кинематографические планы
Естественно, что такое деление планов имеет место, когда снимается человек. В некоторых документальных или научно-популярных фильмах эти пропорции будет диктовать не фигура человека, а другой главный объект фильма. Правильность применения соответствующего плана имеет большое значение для композиционного единства фильма и его выразительности.
А вот характеристика отдельных планов и примеры их наиболее частого применения.
Общим планом большей частью пользуются для показа места действия, для ознакомления с ним зрителя. Таким общим планом начинается и заканчивается большинство фильмов. Эффектное использование общего плана часто встречается в разных приключенческих фильмах, например в сценах погони. Он позволяет легко устанавливать пространственные и размерные соотношения между отдельными элементами в кадре.
Общий план благодаря большому количеству видимых в нем элементов требует от зрителя разделения внимания на много деталей и поэтому должен быть достаточно длинным. Именно по этой причине нельзя часто применять общий план, так как может появиться утомительное для зрителя впечатление монотонности.
Полусредний план применяется достаточно редко, главным образом как переходный между общим и средним или укрупненным планом. В помещениях он применяется иногда как вводный план или когда нужно показать большое количество действующих лиц (эпизоды танца, драки, переход из одного помещения в другое и т. д.). Полусредний план помогает также при желании перенести внимание зрителя с фона на героя.
Содержание Назад Вперед