Снимаем любительский кинофильм


ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КИНО - часть 2


Очередность расположения планов зависит от логиче­ской связи элементов развивающегося действия.

Выделяют три основных типа планов: общий, средний и крупный.

Более детальное деление действия включает следующие разновидности планов (рис. 1):

общий — охватывает полностью место действия, в ко­тором действующие лица являются мелкими элементами, расположенными на общем фоне;

полусредний — человек занимает в нем всю или почти всю высоту кадра, фон значительно ограничен;

средний — люди видны до колен;

укрупненный — человек снят по грудь;

крупный — лицо человека полностью заполняет кадр;

деталь — часть лица пли предмета.

Рис. 1. Кинематографические планы

Естественно, что такое деление планов имеет место, когда снимается человек. В некоторых документальных или научно-популярных фильмах эти пропорции будет диктовать не фигура человека, а другой главный объект фильма. Правильность применения соответствующего пла­на имеет большое значение для композиционного единства фильма и его выразительности.

А вот характеристика отдельных планов и примеры их наиболее частого применения.

Общим планом большей частью пользуются для показа места действия, для ознакомления с ним зрителя. Таким общим планом начинается и заканчивается большинство фильмов. Эффектное использование общего плана часто встречается в разных приключенческих фильмах, напри­мер в сценах погони. Он позволяет легко устанавливать пространственные и размерные соотношения между от­дельными элементами в кадре.

Общий план благодаря большому количеству видимых в нем элементов требует от зрителя разделения внимания на много деталей и поэтому должен быть достаточно длин­ным. Именно по этой причине нельзя часто применять об­щий план, так как может появиться утомительное для зрителя впечатление монотонности.

Полусредний план применяется достаточно редко, главным образом как переходный между общим и средним или укрупненным планом. В помещениях он применяет­ся иногда как вводный план или когда нужно показать большое количество действующих лиц (эпизоды танца, драки, переход из одного помещения в другое и т. д.). По­лусредний план помогает также при желании перенести внимание зрителя с фона на героя.




Начало  Назад  Вперед