ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ
Время в фильме является категорией особенной и единственной в своем роде. Оно может быть в случае необходимости сжато или растянуто по сравнению с действительностью. Можно остановиться во времени или двигаться назад в прошлое. Все эти приемы создают неограниченные драматургические возможности. Рассмотрим по очереди их специфические черты.
Если за действительное принять время, измеряемое движением небесных тел или биологическими процессами в природе, то в фильме оно будет протекать в пределах продолжительности одного кадра. Резаный монтаж может, но не должен обозначать определенный перескок во времени. Чрезвычайно редко действительное время всего действия и длительность его в фильме совпадают. В этом случае показанные события должны происходить в течение нескольких десятков минут, равных длительности демонстрирования фильма на экране.
Показываемые в фильмах события большей частью в действительности занимают более длительные отрезки времени, иногда несколько часов или несколько дней, но часто в течение двух часов мы можем проследить целую жизнь человека или даже нескольких поколений. В некоторых случаях нужно прибегнуть к предельному сжатию времени, оперируя отдельными отрезками, которые в сумме дадут правильное представление о происходящем. Это дает возможность допустить в фильме известную условность, сводящуюся к показу только отдельных фрагментов происходящего, являющихся как бы изложением целого с сокращениями, которые подчеркивают нужные детали действия.
Желая сообщить зрителю, что господин X. покинул свою квартиру и отправился на работу, где будут развиваться дальнейшие действия фильма, не нужно показывать, как он спускается по лестнице, ожидает на остановке автобус и едет на нем через половину города. Все это заменит резаный монтаж, и эпизод будет выглядеть следующим образом: в одном кадре герой в пальто выходит из квартиры и закрывает за собой дверь; короткий кадр-перебивка — дверная табличка; в следующем кадре он уже сидит за письменным столом и занят работой. Такой переход не вызывает каких-либо неясностей, так как воспринимается в фильме совершенно естественно, а временные пропуски заполняются воображением зрителя.
Аналогичным способом можно применять и гораздо большие временные перескоки, которые могут определяться неделями, месяцами и даже годами. Информация о таких временных переходах будет вложена в изображение, диалог или ситуацию. Это может быть, например, изменение внешности соответственно состарившихся персонажей, изменившаяся мода покроя и характер одежды. Внутренняя обстановка помещений также может быть свидетельством течения времени. В некоторых фильмах мы видим, как по мере роста благосостояния героя меняется окружающая его обстановка, становится все более комфортабельной. Может быть и обратная ситуация, если по драматургическому замыслу фильма герой, например, разоряется.
Часто используемым приемом является также сокращение времени действия, не имеющего самостоятельного драматургического значения. Ни к чему была бы на экране сцена, в которой постановщик пожелал бы последовательно показать процесс обеда участников действия. В таком случае обычно показывают только начало и конец. Естественно, что можно в одном или нескольких кадрах дать и какие-то средние эпизоды, если этого требует течение самого действия. Например, во второстепенном эпизоде фильма кто-то едет поездом. Показывается момент посадки в вагон, потом — сцена, нужная по характеру действия, и в конце — идущий поезд. Этим способом за несколько десятков секунд можно «справиться» с путешествием героя. Такое сокращение содержания сопровождается обычно сменой кинематографических планов, переносящих внимание зрителей с общих планов на более детальные, или наоборот.
Для сокращения времени могут применяться и так называемые перебивки или кадры, в которых нет героев, а содержатся только нейтральные явления или объекты. Это может быть река, что соответствует в литературной прозе обороту: «утекло много воды», мчащийся поезд, изменяющийся пейзаж и т. д. Достаточно банальным обозначением течения времени в кино стали падающие листки календаря и опадающие листья деревьев.
Уже говорилось о том, что изменение времени передается также затемнением заканчивающегося эпизода или очень медленно выполняемым вытеснением.
В некоторых случаях действительное время в кинематографическом изображении может быть растянуто одновременным использованием нескольких точек зрения на происходящее событие. Это делается для подчеркивания его драматизма или для создания соответствующего эмоционального напряжения у зрителей. Часто приводимым примером растягивания времени действия является известный эпизод на ступенях одесской лестницы в фильме «Броненосец «Потемкин». Драматическая сцена на лестнице могла в действительности продолжаться около двух минут, т. е. столько, сколько нужно было царским солдатам, чтобы спуститься по ступеням вниз. Вместе с тем в фильме Эйзенштейна эта ключевая в идейном отношении сцена продолжается в три раза дольше. Камера регистрирует одновременно течение трагедии ряда оказавшихся там случайных людей. Этим создается внутреннее напряжение и усиливается драматичность ситуации.
В кино, как и в литературе, имеется большая свобода в оперировании временем, в течение которого происходит действие. Оно может происходить в настоящее время или возвращаться в прошлое, в так называемую ретроспективу. Использование ретроспективы является частым конструктивным приемом в кино. Она применяется для коротких фрагментов, а иногда и для целых фильмов.
Именно с такой драматургической формой мы встречаемся в фильме Войцека Хаса «Как быть любимой», складывающегося из воспоминаний Фелиции, которая во время полета за границу вспоминает свое прошлое. В этом фильме имеет место переплетение настоящего времени — короткие эпизоды по ходу путешествия — с прошлым — длинные эпизоды воспоминаний, показывающие переживания героини за определенный отрезок прошлого.
Приведение эпизодов из прошлого ие требует использования каких-либо специальных формальных приемов, как это было, когда прошлое показывали в виде наложенных кадров или другими способами, отличавшими их внешне от остального изображения, например более мягкими или размытыми. Хорошее понимание современным зрителем языка кино дает возможность пользоваться прошлым временем без подобных приемов.
Отличным примером свободного использования времени и его выразительным применением является фильм Феллини «Восемь с половиной», где события, показанные в настоящем времени, переплетаются с воспоминаниями детских лет героя и его мечтами, что можно назвать несовершенным видом будущего. Эти три плоскости повествования взаимно переплетаются, соединенные между собой в резаном монтаже, и из этого выступает психологический силуэт героя. Несмотря на отсутствие определенных внешних признаков в очередных эпизодах, господствующее в них настроение, а иногда и характер сопровождающей музыки позволяют определить время действия и отделить современное от прошлого и мечты.
Содержание раздела