Снимаем любительский кинофильм


ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ


 

Время в фильме является категорией особенной и един­ственной в своем роде. Оно может быть в случае необходи­мости сжато или растянуто по сравнению с действитель­ностью. Можно остановиться во времени или двигаться назад в прошлое. Все эти приемы создают неограниченные драматургические возможности. Рассмотрим по очереди их специфические черты.

Если за действительное принять время, измеряемое движением небесных тел или биологическими процессами в природе, то в фильме оно будет протекать в пределах продолжительности одного кадра. Резаный монтаж может, но не должен обозначать определенный перескок во вре­мени. Чрезвычайно редко действительное время всего действия и длительность его в фильме совпадают. В этом случае показанные события должны происходить в течение нескольких десятков минут, равных длительности демонст­рирования фильма на экране.

Показываемые в фильмах события большей частью в действительности занимают более длительные отрезки вре­мени, иногда несколько часов или несколько дней, но часто в течение двух часов мы можем проследить целую жизнь человека или даже нескольких поколений. В некоторых случаях нужно прибегнуть к предельному сжатию време­ни, оперируя отдельными отрезками, которые в сумме да­дут правильное представление о происходящем. Это дает возможность допустить в фильме известную условность, сводящуюся к показу только отдельных фрагментов происходящего, являющихся как бы изложением целого с со­кращениями, которые подчеркивают нужные детали дей­ствия.

Желая сообщить зрителю, что господин X. покинул свою квартиру и отправился на работу, где будут разви­ваться дальнейшие действия фильма, не нужно показы­вать, как он спускается по лестнице, ожидает на останов­ке автобус и едет на нем через половину города. Все это заменит резаный монтаж, и эпизод будет выглядеть сле­дующим образом: в одном кадре герой в пальто выходит из квартиры и закрывает за собой дверь; короткий кадр-перебивка — дверная табличка; в следующем кадре он уже сидит за письменным столом и занят работой. Такой переход не вызывает каких-либо неясностей, так как вос­принимается в фильме совершенно естественно, а времен­ные пропуски заполняются воображением зрителя.




Начало  Назад  Вперед