Снимаем любительский кинофильм


ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ - часть 3


Уже говорилось о том, что изменение времени пере­дается также затемнением заканчивающегося эпизода или очень медленно выполняемым вытеснением.

В некоторых случаях действительное время в кинема­тографическом изображении может быть растянуто одно­временным использованием нескольких точек зрения на происходящее событие. Это делается для подчеркивания его драматизма или для создания соответствующего эмо­ционального напряжения у зрителей. Часто приводимым примером растягивания времени действия является изве­стный эпизод на ступенях одесской лестницы в фильме «Броненосец «Потемкин». Драматическая сцена на лест­нице могла в действительности продолжаться около двух минут, т. е. столько, сколько нужно было царским солда­там, чтобы спуститься по ступеням вниз. Вместе с тем в фильме Эйзенштейна эта ключевая в идейном отношении сцена продолжается в три раза дольше. Камера регистри­рует одновременно течение трагедии ряда оказавшихся там случайных людей. Этим создается внутреннее напря­жение и усиливается драматичность ситуации.

В кино, как и в литературе, имеется большая свобода в оперировании временем, в течение которого происходит действие. Оно может происходить в настоящее время или возвращаться в прошлое, в так называемую ретроспекти­ву. Использование ретроспективы является частым конст­руктивным приемом в кино. Она применяется для корот­ких фрагментов, а иногда и для целых фильмов.

Именно с такой драматургической формой мы встре­чаемся в фильме Войцека Хаса «Как быть любимой», складывающегося из воспоминаний Фелиции, которая во время полета за границу вспоминает свое прошлое. В этом фильме имеет место переплетение настоящего вре­мени — короткие эпизоды по ходу путешествия — с прошлым — длинные эпизоды воспоминаний, показывающие переживания героини за определенный отрезок прошлого.

Приведение эпизодов из прошлого ие требует использо­вания каких-либо специальных формальных приемов, как это было, когда прошлое показывали в виде наложенных кадров или другими способами, отличавшими их внешне от остального изображения, например более мягкими или размытыми. Хорошее понимание современным зрителем языка кино дает возможность пользоваться прошлым вре­менем без подобных приемов.

Отличным примером свободного использования време­ни и его выразительным применением является фильм Феллини «Восемь с половиной», где события, показанные в настоящем времени, переплетаются с воспоминаниями детских лет героя и его мечтами, что можно назвать несо­вершенным видом будущего. Эти три плоскости повество­вания взаимно переплетаются, соединенные между собой в резаном монтаже, и из этого выступает психологический силуэт героя. Несмотря на отсутствие определенных внеш­них признаков в очередных эпизодах, господствующее в них настроение, а иногда и характер сопровождающей музыки позволяют определить время действия и отделить современное от прошлого и мечты.

 




Начало  Назад  Вперед