и гораздо большие временные перескоки,
Аналогичным способом можно применять и гораздо большие временные перескоки, которые могут определяться неделями, месяцами и даже годами. Информация о таких временных переходах будет вложена в изображение, диалог или ситуацию. Это может быть, например, изменение внешности соответственно состарившихся персонажей, изменившаяся мода покроя и характер одежды. Внутренняя обстановка помещений также может быть свидетельством течения времени. В некоторых фильмах мы видим, как по мере роста благосостояния героя меняется окружающая его обстановка, становится все более комфортабельной. Может быть и обратная ситуация, если по драматургическому замыслу фильма герой, например, разоряется.
Часто используемым приемом является также сокращение времени действия, не имеющего самостоятельного драматургического значения. Ни к чему была бы на экране сцена, в которой постановщик пожелал бы последовательно показать процесс обеда участников действия. В таком случае обычно показывают только начало и конец. Естественно, что можно в одном или нескольких кадрах дать и какие-то средние эпизоды, если этого требует течение самого действия. Например, во второстепенном эпизоде фильма кто-то едет поездом. Показывается момент посадки в вагон, потом — сцена, нужная по характеру действия, и в конце — идущий поезд. Этим способом за несколько десятков секунд можно «справиться» с путешествием героя. Такое сокращение содержания сопровождается обычно сменой кинематографических планов, переносящих внимание зрителей с общих планов на более детальные, или наоборот.
Для сокращения времени могут применяться и так называемые перебивки или кадры, в которых нет героев, а содержатся только нейтральные явления или объекты. Это может быть река, что соответствует в литературной прозе обороту: «утекло много воды», мчащийся поезд, изменяющийся пейзаж и т. д. Достаточно банальным обозначением течения времени в кино стали падающие листки календаря и опадающие листья деревьев.
Содержание Назад Вперед