Снимаем любительский кинофильм


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА - часть 2


В каждом фильме ознакомление зрителя с местом дей­ствия может иметь свои специфические особенности. Зри­тель все время должен знать, куда идет сейчас герой, где он находится — в своем или чужом доме. Об этом будет свидетельствовать его поведение, так как мы ведем себя дома иначе, чем в общественном месте. Дело несколько за­трудняется при больших пространствах на натуре и незна­чительных различиях в характере местности и деталях ландшафта. В связи с этим нужно старательно отбирать места для съемок, чтобы они имели какие-либо характер­ные черты: деревья, далекие горы, разные постройки и т. д. Роль ознакомления зрителя с обстановкой выпол­няют общие планы, панорамы и соответствующий монтаж.

Планировку помещений лучше всего выявляет движе­ние камеры. В одном фильме камера в движении сопро­вождает главного героя, когда он в начале картины вхо­дит в свою квартиру и проходит поочередно все комнаты, выполняя различные мелкие дела. Благодаря этому зритель сразу отлично ориентируется в расположении всех поме­щений квартиры, в которой будет разыгрываться основная часть драмы.

Особенности монтажа позволяют создать в фильме ус­ловное, несуществующее в действительности в таком виде пространство. Так, например, в одном кадре виден мужчи­на, который, выйдя из показанного дома, кланяется кому-то, снимая шляпу. В следующем кадре показан другой мужчина, стоящий перед вокзалом и отвечающий на по­клон. В третьем кадре оба мужчины на середине улицы пожимают друг другу руки. Из увиденного зритель делает заключение, что напротив показанного дома находится же­лезнодорожный вокзал, отделенный от него только шири­ной улицы. Вместе с тем эти оба здания могут находиться в различных частях города и даже в разных городах. Ма­гия монтажа свела их в одно место. О таких возможностях нужно помнить в условиях, когда естественная обстановка не удовлетворяет требованиям действия. Например, когда банк должен находиться рядом с полицией, как этого тре­бует действие, а в натуре это не так.

Следует старательно избегать использования случайной обстановки как фона для действия, с целью разнообразить его внешне. Искусственный, необоснованный перенос действия с места на место является распространенным зло­употреблением, которое может иметь отрицательные дра­матургические последствия. Эта ошибка часто встречается в практике начинающих кинолюбителей.

Частые перемены места действия, показывающие пу­тешествие героя, переезды из города в город его семьи, странствия цыганского табора и т. д., могут быть показаны при помощи очень коротких кадров характерных видов тех мест или путем наложения на изображение методом впе­чатывания или двойной экспозиции надписей с названием местностей, стран, континентов. При этом лейтмотивом, акцентирующим действие, могут быть динамичные кадры мчащегося поезда, едущего автомобиля, конной упряжки.

 




Начало  Назад  Вперед