Снимаем любительский кинофильм


ОБЪЕКТИВНАЯ И СУБЪЕКТИВНАЯ КАМЕРА


При съемке фильмов или отдельных сцен и эпизодов различают два возможных метода подачи материала, или два стиля киноповествования — метод объективной каме­ры и метод субъективной камеры.

При методе объективной камеры показываемые на эк­ране события зритель наблюдает с позиции третьего лица, или не участвующего в них свидетеля. Однако с той ми­нуты, когда камера будет поставлена на точку зрения ка­кого-либо участвующего в действии персонажа и начинает следить за развитием событий его глазами, она превратит­ся в субъективную камеру. Субъективная камера будет втягивать зрителя непосредственно в круг событий и сде­лает так, что он будет ощущать свое участие в действии и станет отождествлять точку зрения персонажей с точ­кой зрения камеры.

Типичным примером субъективизации камеры являет­ся разговор двух партнеров, показанный в виде последовательных кадров, когда они смотрят друг другу в глаза. Если субъективизация двусторонняя, зритель поочеред­но «нацеливается» то на одного, то на другого из говоря­щих, следя непосредственно за их состоянием, что делает его самого участником действия, вызывая соответствую­щие переживания.

Однако с того момента, когда на экране появятся оба персонажа, наступает состояние объективного наблюдения и более беспристрастная позиция зрителя со стороны. Та­кие быстрые переходы от одного вида подачи материала к другому при правильном использовании совершенно не­заметны. В сознании зрителя остается только впечатление о конкретных явлениях.

При субъективизации камеры следует обращать осо­бое внимание на композицию кадра, которая должна соот­ветствовать точке и направлению зрения персонажа, с ко­торым в данный момент отождествляется камера. Несоб­людение этого правила может дезориентировать зрителя и нарушить плавность повествования.

Можно представить себе фильм, сделанный полностью методом субъективной камеры, как бы от лица невидимого на экране рассказчика. Однако попытки осуществить та­кой формальный прием не дали удовлетворительных ре­зультатов. Чаще встречаются случаи применения метода объективного повествования.




Начало  Назад  Вперед