Снимаем любительский кинофильм

       

НА ЧЕМ ОСНОВЫВАЕТСЯ ПОСТАНОВКА ФИЛЬМА?


Первоначальной задачей постановщика является выбор изобразительного решения фильма, предусмотренного в сценарии. В рамках каждого кинематографического жанра имеется много возможных вариантов решения этой задачи. От правильности выбора во многом зависит художествен­ная ценность будущей картины и степень ее воздействия на зрителя.

Во всякого рода научно-популярных, инструктивных и событийных фильмах это решается относительно просто. Выбор формы произведения и выразительных средств дол­жен быть сделан на основе соображений доходчивости, что­бы лучше и нагляднее познакомить будущего зрителя с содержанием фильма. В различных документальных фильмах это сделать уже труднее. Одно и то же явление и событие можно представить по-разному.

Еще более все осложняется, когда речь идет об игро­вых художественных фильмах, где все делается по воле постановщика. Это дает возможность неограниченного ко­личества решений по развитию действия, изобразительно­му решению и прежде всего толкованию существа фильма, Одной и той же теме благодаря различному толкованию можно придать разные смысловые оттенки, свободно при­вязать ее ко времени и месту действия. Примером могут служить экранизации известной новеллы Н. Гоголя «Ши­нель», выполненные почти одновременно итальянским режиссером Альберто Латтуада и советским режиссером Алексеем Баталовым. В итальянском варианте действие перенесено в один из городов современной Италии со всем его специфическим колоритом. Латтуада придал своему фильму характер комической драмы, в то время как совет­ский постановщик А. Баталов стремился сохранить вер­ность оригиналу и даже передать в изображении специфи­ческий дух произведения мастера русской прозы. Та же тема, тот же герой, и такие разные фильмы.

Кинематографическая драматургия требует от поста­новщика не только хорошего знакомства с кинопроизвод­ством, но и большого воображения, которое позволит за­долго до постановки фильма ясно представить себе точный облик будущего произведения со всеми выразительными нюансами. Неважно, что эти нюансы могут в дальнейшем несколько изменяться в результате критического анализа с целью улучшения формы и более яркого выявления со­держания. Постановщик всегда должен давать себе отчет в развитии событий, их взаимосвязи и сочетании, чтобы уло­житься в допустимые границы продолжительности фильма.


В этом большую помощь может оказать режиссерская экспликация. Она является конкретизированной формой творческих намерений, уточненных перед самой постанов­кой, которая начинается одновременно с пуском камеры при съемке первого кадра.

В этой экспликации нужно сделать следующие опреде­ления:

1. Какова идея задуманного фильма.

2. Как должна протекать главная нить действия, со­ставляющая основу драматургии фильма.

3. Толкование отдельных персонажей, выступающих в фильме, и их взаимосвязь.

4. Характеристика эпохи и среды, составляющих фон событий, места их действия (это непосредственно влияет на выбор будущих мест съемок, стиля декораций, обста­новки и костюмов, выбор игрового реквизита, участвую­щего в действии, и т. д.).

5. Характер музыкального сопровождения, звуковых эффектов и всего относящегося к звуковому оформлению фильма.

6. Определение ритма фильма, длины кадров (а так­же характера монтажа — внутрикадровый или резаный, относительное преобладание одного из них), характера переходов, одним словом, всего того, что говорит о стиле фильма.

Подготовительный период заканчивается составлением режиссерского сценария и установлением состава испол­нителей, сроков съемок и мест их проведения.


Содержание раздела