В любительских условиях съемка мультипликационных фильмов носит обычно экспериментальный характер. Классическая мультипликация с рисунками на целлулоиде отдельных фаз движения не находит применения из-за большой трудоемкости и стоимости. Только профессиональные киностудии, располагающие необходимыми средствами, оборудованием и кадрами квалифицированных специалистов, могут позволить себе браться за производство мультипликационных фильмов. Кинолюбитель, интересующийся рисунком, должен найти для этого вида произведения доступный ему способ мультипликационной съемки.
Очень подходят для этой цели вырезанные рисунки, съемка которых осуществляется путем последовательной укладки очередных фаз движения и их покадровой съемки. При просмотре на экране создается впечатление движения этих рисунков. Естественно, такой способ требует предварительного выполнения соответствующих съемочных проб для подбора необходимого темпа движения и нахождения общей гармонии. Это типично любительский способ, когда сделать фильм может даже один человек, если он умеет выполнять все необходимые операции. Характерно, что этот принцип производства мультипликационных фильмов иногда применяется и в профессиональной кинематографии, что является результатом желания некоторых творческих работников быть единственными авторами фильма.
Благодатным материалом для мультипликационных фильмов являются также всякого рода куклы. Они очень
подходят для создания различных киносюжетов, предназначенных для детской аудитории.
Как уже говорилось, в области мультипликации имеются неограниченные возможности для экспериментирования, для творческой инициативы тут нет границ. Результаты могут быть сенсационными, а иногда, хоть это и звучит парадоксально, даже неожиданными для самих авторов. Так, на одном из международных конкурсов любительских фильмов по разделу мультипликации высшая награда была присуждена картине с достаточно глубоким интеллектуальным содержанием, в которой «актерами» были... обыкновенные стальные скрепки для бумаги.