Снимаем любительский кинофильм


КОМПОНУЕМ ИЗОБРАЖЕНИЕ


Просматривая хороший фильм, мы ощущаем естествен­ность происходящих событий. Зритель не понимает, и не должен понимать, приемов постановщика, с помощью ко­торых он на него воздействуют. Момент, в котором это нарушено, является сигналом, что в фильме есть какой-то дефект. Это может быть ошибка драматурга или режиссе­ра, оператора или монтажера. В настоящее время наша задача — избежать операторских ошибок.

Основным условием для съемки любого фильма являет­ся отличное понимание его сущности, заложенной в сцена­рии, и назначения. Композиция фильма должна быть безоговорочно подчинена драматургии и подчеркивать сущность кинокартины. Киноизображение в противопо­ложность живописи или фотографии является суммой ло­гически связанных между собой кадров, которые сами по себе не имеют самостоятельной ценности и значения. Их красота и оригинальность ценятся только тогда, когда они отлично выполняют свои функции в кинематографическом эпизоде. Каждый кадр имеет свою ключевую точку, необ­ходимую для понимания его сущности; для подчеркивания этого положения большую роль играет композиция. Вы­полняя уже установленные эстетические правила или от­крывая новые, всегда нужно иметь в виду их служебную роль в выражении основного замысла.

Фотографическая композиция оперирует главным обра­зом светом и пространством, которые являются ее основ­ными составными частями. Правильный их подбор и опре­деляет качество изображения. Кинематографическая композиция имеет дело еще и с элементами движения и времени. Таким образом, киноизображение включает в себя элементы пространственно-временные в сочетании с элементами движения и света.

Кинокадр в обычном фильме отвечает правилу «золото­го сечения», известному также в живописи. Его стороны с соотношением 3 : 4 в лежащем прямоугольнике являются как бы рамой для ограничения пространства, видимого съемочным объектом. Следует, однако, помнить, что уже не все это пространство будет находиться в поле зрения зрителя, рассматривающего изображение на экране в ки­нотеатре. Известно, что особенности человеческого зрения определяют более четкое и внимательное рассматривание изображения в центре поля зрения. Если мы условно поде­лим кинокадр двумя вертикальными и двумя горизонталь­ными линиями на равные части, как показано на рис. 2, то места их пересечения ограничат в центре зону изобра­жения, находящегося в центре внимания зрителя.




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин