Снимаем любительский кинофильм


КОМПОНУЕМ ИЗОБРАЖЕНИЕ - часть 3


Наибольшее влияние на реакцию зрителя имеет целе­направленная и в меру оригинальная композиция кадра. Бока кадра ограничивают его только условно, так как гра­ницы непрерывно меняются в результате движения каме­ры или мелкого, резаного монтажа и смены планов.

Замкнутая по бокам композиция направляет внимание зрителя в глубь кадра, подчеркивая перспективу. Пропор­ции в такой перспективе будут зависеть от определяющих линий или поверхностей, размерных соотношений дейст­вующих лиц и предметов.

Если нужно подчеркнуть действие, развивающееся в глубь перспективы, следует поместить камеру несколько выше, чтобы плоскость земли получилась с меньшим со­кращением. Напротив, желая уменьшить глубину и выде­лить из нее действие, камеру помещают низко, что дает сокращенное изображение земли и подчеркивает одновре­менно вертикальные элементы в кадре. Верхние точки вообще акцентируют горизонтали, а нижние — вертикали. Выясним это точнее в разделе относительно точек зрения съемочного аппарата.

Расположение в кадре отдельных элементов изображе­ния влияет на восприятие зрителя. Так, соответствующим расположением в кадре линий и плоскостей можно создать условия спокойного наблюдения происходящего действия или, наоборот, заставить зрителя быстро менять точки со­средоточения внимания, следить за неожиданно появляю­щимися в кадре или изменяющими свое положение эле­ментами и этим вызвать его напряжение и беспокойство. Эти средства служат для создания у зрителя соответству­ющего настроения и управления его восприятием.

В отдельных случаях для выражения содержания фильма может оказаться полезным применение в компо­зиции символа, благодаря которому можно создать необ­ходимые изобразительные обобщения. Решающее влияние на качество символа имеет изобразительный материал, из которого он складывается, и обстоятельства, в которых применяется.

Ценным композиционным средством является также использование резкости изображения. Как известно, рез­кость зависит от свойств объективов и интенсивности ос­вещения снимаемого объекта. Степень разкости изображе­ния снимаемых предметов влияет на композицию кадра и его познавательное значение. Предмет, показанный нерез­ко, теряет в большей или меньшей степени свои очертания, определяющие его характер. В иерезкости можно остав­лять только неподвижные предметы, так как зритель следит в первую очередь за движущимися преметами, и они должны быть достаточно резкими, чтобы не затруд­нять наблюдение. Намеренным использованием нерезкости может быть, например, размытый фон, что подчеркивает скорость движения поезда.

Манипулирование резкостью помогает в ряде случаев перенести внимание зрителя с близких планов на более да­лекие, когда они включаются в действие. Современное ис­кусство кинематографа обнаруживает тенденцию приме­нять объективы с большой глубиной резкости. Компози­ционные эффекты изменения резкости создаются другими путями. Прежде всего это соответствующее движение ка­меры, сохраняющее в поле изображения только наиболее важные для действия элементы. Таким образом можно вместо коротких планов применить более длинные, а иног­да и очень длинные планы, длящиеся пару минут. Особен­но охотно применяют их американские режиссеры.

 




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин