Снимаем любительский кинофильм


КОМПОНУЕМ ИЗОБРАЖЕНИЕ - часть 2


В киноизображении это несколько видоизменяет дви­жение перемещающегося в кадре объекта, который всегда будет привлекать внимание зрителя и возбуждать его инте­рес. Центр кадра может занимать эффектный статический объект, и все же внимание зрителя привлечет неразборчи­вая движущаяся от края точка. Куда она движется? — этот вопрос будет интересовать зрителя до тех пор, пока он не получит на него ответ. Это первая и основная разни­ца между композицией живописного, фотографи­ческого и кинематографи­ческого изображений.

Рис. 2. Центральная зона изображения

В кинематографиче­ской композиции значи­тельную роль играет так­же контраст — противопо­ставление. Этот прием всегда привлекает внима­ние зрителя. Вот на полной движения улице, между идущими во всех направ­лениях пешеходами стоит неподвижно человек. Он привлек к себе внимание зрите­ля: зачем он стоит и кого ожидает?

Значение такого контраста особенно сильным оказы­вается при черно-белой съемке. Так, центром внимания всегда станет светлое пятно среди темного пространства, и наоборот.

Компонуя кинокадр, нужно учитывать происходящее в нем движение, которое может повлиять на размещение в кадре других находящихся в поле зрения элементов. Движение в кадре будет также вызывать и композицион­ные изменения, естественно, в соответствии с существом эпизода и поставленной задачей. Во всяком случае, нель­зя, например, допускать «среза» головы героя, если он по­дошел близко к камере. Нужно во время его движения соответствующим перемещением камеры изменить кадр, подняв его вверх.

При съемке людей в профиль следует оставлять перед ними свободное пространство, особенно в крупных планах. Затылок должен находиться на самом краю кадра и даже может выходить за его пределы при наибольшем прибли­жении. Это один из основных законов композиции. Компо­зиционно-эстетические требования обязывают старатель­но выдерживать на определенной высоте линию горизонта в общих планах.




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин