Снимаем любительский кинофильм

       

КОЕ-ЧТО О СЦЕНИЧЕСКОМ ОФОРМЛЕНИИ ФИЛЬМА


Следует коротко остановиться на роли декорационного оформления в кино. В противоположность театру, где де­корации могут быть целиком условными, вплоть до заме­ны их полотнами с использованием эффектов освещения в кинематографе необходима строгая реальность фона! Он может иметь различный характер, влияющий на наст­роение сцены, но всегда должен быть выдержан в грани­цах правдоподобия. Исключение могут составлять муль­типликационные фильмы и эпизоды, представляющие сны и мечты.

Желая, например, создать атмосферу безнадежности, можно подобрать для такого эпизода соответствующий фон на натуре — пасмурную равнину, безлистные деревья или грубые пригородные постройки, а можно соответствен­но использовать и внутреннюю обстановку какого-либо подходящего помещения или построить декорации в ателье. Однако во всех случаях отдельные элементы фона должны быть натуральными или иметь вид настоящих.

Декорации являются важным элементом кинематогра­фического изображения и в известной степени влияют на его композицию. Киподекорации могут также определять место действия, эпоху и даже время года и дня. В театре сведения об этих деталях могут находиться в либретто или диалоге актеров. В кино об этом должно говорить прежде всего само изображение. В соответствии с этим каждый снимаемый кадр требует внимательного подбора обстановки с учетом хода действия, его настроения и ха­рактера.

Современный кинематограф исключает инсценировку натурных съемок в павильоне, как это имело место еще в фильмах 30-х и 40-х годов. Теперь съемку организуют на соответствующей тщательно подобранной натуре.

Сценическое оформление в кинематографе влияет на распределение пространства, в котором перемещаются участники действия, и способствует построению кадра. Подвижность кинематографического изображения предъ­являет специфические требования к фону, на котором разы­грывается действие. Предусматривая те или другие движе­ния камеры, необходимо надумать, как действующие лица будут выглядеть на выбранном фоне не только в начале, но и в конце кадра при панорамах, проездах или отъездах. Нужно предусмотреть и возможные деформации формы выбранного фона при съемках под определенными углами зрения, а также изменения его цвета и контраста, обуслов­ленные фотографическими свойствами применяемых кино­пленок. Во всяком случае, фон, на котором развивается кинематографическое действие, не должен выдвигаться на первый план, существовать сам по себе и подавлять ак­тера. Наоборот, он всегда должен быть подчинен сущест­ву действия. При максимальной выразительности и ре­алистичности он должен деликатно сочетаться с разви­вающимся действием. Только в случаях, предусмотренных драматургией фильма, фон может играть самостоятельную роль, например, в виде смысловых перебивок: порывы вихря, ветки деревьев, тучи, раскачиваемая ветром калит­ка и т. д.

В любительских фильмах отпадают заботы об искусст­венных декорациях. Могут быть только некоторые поправ­ки и изменения в естественных интерьерах каких-либо помещений, добавление реквизита, перестановка мебели. В фоне не должно быть ничего случайного. Перегруженный деталями фон отвлекает внимание зрителя от основных игровых элементов.

Кинематографическая обстановка или декорации при­обретают задуманный вид только при соответствующем освещении. Оно играет решающую роль. Тот же самый пейзаж в разное время года и дня имеет различный харак­тер и эмоциональную ценность. Сад весной, во время цве­тения, в утренние часы, в косых лучах солнца выглядит лирично. Тот же сад поздней осенью, без листьев, в рас­сеянном свете пасмурного дня создает впечатление угаса­ния жизни и грусти.

 



Содержание раздела