Снимаем любительский кинофильм


ГЛАВА VI. СНИМАТЬ - ЗНАЧИТ СТАВИТЬ


 

Забавное, иногда еще применяемое, выражение — «кру­тить фильм» идет от того времени, когда оператор при съемке рукой крутил ручку съемочного аппарата, приводя этим в движение механизм камеры. Так были сделаны первые еще примитивные произведения формировавшегося тогда нового вида искусства. Таким способом снимали свои картины братья Люмьер, Мельес и другие пионеры кине­матографа. Постановка фильма в то время сводилась к вы­бору темы и механической регистрации на кинопленке продиктованных ею образов.

Теперь редко говорят — крутить фильм, чаще — сни­мать или ставить. Искусство кино прошло процесс эволю­ции и совершенствования, стало зрелым видом искусства. Сегодня оно является одновременно и отраслью промыш­ленного производства. Для постановки фильма необходимы специальная сложная аппаратура и совместная работа коллектива различных специалистов, к числу которых пре­жде всего нужно отнести режиссера, оператора, художни­ка, монтажера и других.

Не случайно на первом месте назван режиссер. Он яв­ляется главным создателем фильма, отвечающим за его художественное качество. От его таланта, умения, работо­способности зависят результаты всего начинания. Этим обосновывается признание за ним основного авторства в кинопроизведении без уменьшения при этом роли и заслуг других участников постановки — сценариста, оператора, актеров, композитора, художника, индивидуальный вклад которых можно выделить и оцепить при детальном анали­зе готового фильма. Однако основным организатором, ко­ординирующим работу этих людей, является режиссер-постановщик принятого к производству сценария. Он ру­ководит постановкой в соответствии с собственным пони­манием будущего фильма.

Удачное определение роли режиссера-постановщика дано известным режиссером Ж. Беккером. Он считал, что заслужить звание автора фильма можно только в том слу­чае, если режиссер сам много работает, делает в фильме столько, сколько нужно. Он должен отлично знать сцена­рий, продумать его идею, определить стиль, тщательно следить за монтажом. Только в этом случае режиссер может сказать, что сделал все возможное.

Эти слова, относящиеся к творческой практике в про­фессиональной кинематографии, в не меньшей степени от­носятся и к работе кинолюбителей, с той лишь «неболь­шой» поправкой, что любители при реализации своих кинематографических намерений практически все должны делать сами.

Поэтому снимать фильм — значит делать его от начала и до конца. От замысла или найденной темы до последнего кадра на экране.

 




Начало  Назад  Вперед