Забавное, иногда еще применяемое, выражение — «крутить фильм» идет от того времени, когда оператор при съемке рукой крутил ручку съемочного аппарата, приводя этим в движение механизм камеры. Так были сделаны первые еще примитивные произведения формировавшегося тогда нового вида искусства. Таким способом снимали свои картины братья Люмьер, Мельес и другие пионеры кинематографа. Постановка фильма в то время сводилась к выбору темы и механической регистрации на кинопленке продиктованных ею образов.
Теперь редко говорят — крутить фильм, чаще — снимать или ставить. Искусство кино прошло процесс эволюции и совершенствования, стало зрелым видом искусства. Сегодня оно является одновременно и отраслью промышленного производства. Для постановки фильма необходимы специальная сложная аппаратура и совместная работа коллектива различных специалистов, к числу которых прежде всего нужно отнести режиссера, оператора, художника, монтажера и других.
Не случайно на первом месте назван режиссер. Он является главным создателем фильма, отвечающим за его художественное качество. От его таланта, умения, работоспособности зависят результаты всего начинания. Этим обосновывается признание за ним основного авторства в кинопроизведении без уменьшения при этом роли и заслуг других участников постановки — сценариста, оператора, актеров, композитора, художника, индивидуальный вклад которых можно выделить и оцепить при детальном анализе готового фильма. Однако основным организатором, координирующим работу этих людей, является режиссер-постановщик принятого к производству сценария. Он руководит постановкой в соответствии с собственным пониманием будущего фильма.
Удачное определение роли режиссера-постановщика дано известным режиссером Ж. Беккером. Он считал, что заслужить звание автора фильма можно только в том случае, если режиссер сам много работает, делает в фильме столько, сколько нужно. Он должен отлично знать сценарий, продумать его идею, определить стиль, тщательно следить за монтажом. Только в этом случае режиссер может сказать, что сделал все возможное.
Эти слова, относящиеся к творческой практике в профессиональной кинематографии, в не меньшей степени относятся и к работе кинолюбителей, с той лишь «небольшой» поправкой, что любители при реализации своих кинематографических намерений практически все должны делать сами.
Поэтому снимать фильм — значит делать его от начала и до конца. От замысла или найденной темы до последнего кадра на экране.