Снимаем любительский кинофильм


ГЛАВА IX. ЧТОБЫ ИЗОБРАЖЕНИЕ ГОВОРИЛО - часть 2


Переходим к музыке в фильме. Она может быть син­хронной, вытекающей из содержания разыгрываемых сцен. Типичным примером этого вида использования музыки является первый польский послевоенный фильм «Запрещенные песенки», в котором мелодии, наигрывае­мые уличными музыкантами, составляли драматургический стержень картины. Музыка может быть и иллюстративной, когда сопровождает действие, подчеркивая его атмосферу, создает необходимое эмоциональное напряжение или имеет характер звукового лейтмотива.

Музыка в фильме должна быть хорошей. Какая-нибудь пиликающая музыка может больше напортить, чем по­мочь. Музыка должна подходить к изображению по сво-. ему ритму и характеру, а также быть достаточно вырази­тельной. Хорошая музыкальная иллюстрация драматур­гически осмыслена и отвечает общему складу фильма. Одновременно она должна быть умеренной, ненавязчивой и ограничиваться только акцентированием действия. Гром­кая, назойливая музыка, которую мы слышим в некоторых фильмах, является противоположностью хорошей музы­кальной иллюстрации.

Музыка, так же как и различного рода шумы, не долж­на сопровождать изображение непрерывно. Кроме того, следует помнить, что всякого рода звуковое сопровожде­ние требует соблюдения определенной пространственной перспективы. Это же относится и к диалогам. И тут нуж­но остановиться на использовании тишины как сущест­венного драматургического элемента. Особенно важным является умелое использование тишины в кульминацион­ных моментах, когда она создает подготовку к предстоя­щему перелому. Возникающий вдруг из глубокой тишины крик, свист, грохот вызывает большее впечатление, чем тот Же самый звук, слышимый на фоне или после других звуков. Об этом нужно всегда помнить, озвучивая фильм.

Применение слова также требует умеренности и осто­рожности. Фильмы с большим количеством текста были кошмаром первых лет звукового кино. Затянутые кадры, в которых герои вели бесконечные разговоры, были про­тивны самому существу кинематографа, который требует быстрого движения, постоянно меняющихся положений и непрерывного действия. Таким путем кинематограф пре­вращался в плохую имитацию театра.




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин