Со временем у снимающих кинолюбителей увеличивается количество фильмов, которые нужно эксплуатировать и хранить. Еще быстрее увеличивается количество фильмов в архивах киноклубов, сохраняющих кинокартины своих членов. В этих архивах должен быть порядок, обеспечивающий легкое нахождение любого фильма.
Для этого каждый законченный фильм наматывают на отдельную бобину не очень туго. Правильная смотка обеспечивается применением обыкновенной ручной моталки без торможения подающей бобины. Намотка фильма на бобины должна производиться в непыльном помещении, при этом нельзя дотрагиваться до эмульсии или основы кинопленки. При перемотке кинопленку следует придерживать за торцовые края. При монтаже фильма и перемотке во избежание повреждений поверхности кинопленки нужно надевать чистые хлопчатобумажные перчатки.
Бобины с фильмом укладывают в металлические коробки, на которые наклеивают этикетки с названием картины, с указанием метража, года постановки и, естественно, фамилии постановщика. Фильм нужно всегда хранить, намотанным на начало, т. е. так, чтобы его можно было зарядить в кинопроектор без перемотки. На начальном ракорде, идущем впереди изображения, должно быть повторено название кинокартины, что позволит при подготовке к показу нескольких фильмов легко найти нужный. Если фильм снимали с частотой 16 кадр/с, то это тоже следует обозначить.
Магнитофонная лента со звуком также должна быть намотана на пластмассовые катушки и иметь четкое обозначение названия фильма, длительности записи и скорости, с которой произведена запись (19,05; 9,5; 4,75 см/с). Хранить фонограмму следует в пластмассовой или картонной коробке. Нужно тщательно избегать воздействия на фонограмму электромагнитных полей, которые могут испортить записанный на магнитную ленту звук. Такие поля создают работающие электродвигатели, сеть высокого напряжения и т. п.
В помещении, где хранят фильмы, должна быть комнатная температура около 18°С, и поблизости не должно быть нагревательных приборов, чтобы кинопленка не пересохла и не делалась ломкой. В коробки не следует класть камфору, как это делалось раньше. Для поддержания влажности достаточно влажного куска лигнина, положенного под пергаментом, отделяющим катушку с кинопленкой от дна коробки. Следует также остерегаться излишней влажности и водяных паров, которые могут вызвать склеивание отдельных витков кинопленки и повреждение эмульсии.
Соблюдая правила ухода за фильмами и хранения, можно продлить срок их жизни, который в случае съемки на обращаемую пленку определяет и длительность существования самого произведения — оно живет, пока кинопленка в хорошем состоянии.
Итак, заканчиваются наши рассуждения о методах работы кинолюбителей-постановщиков. Все готово! Остается только ожидать премьеры, которая наступит завтра.