Снимаем любительский кинофильм


ДВИЖЕНИЕ И ВРЕМЯ


 

Техника кинематографа позволяет осуществить един­ственные в своем роде манипуляции с движением, которое может быть изменено простыми способами по отношению к имевшему место в действительности. Только с по­мощью кинематографа можно увидеть полет пули или раскрытие бутона цветка. Такие приемы научно-познава­тельного характера имеют также и драматургическое зна­чение, позволяющее достигнуть удивительных результа­тов. В кинематографе можно использовать движение уско­ренное, замедленное, обратное или задержанное. Каждый из этих видов может применяться для самых различных целей.

Ускоренное движение получается в результате вы­полнения съемок с частотой меньшей, чем нормальная ча­стота кинопоказа в 16 или 24 кадр/с.

Известно, что ускорение движения увеличивает его вы­разительность. Так можно убыстрить движение поезда, создать сумасшедший темп соревнования или погони. Од­нако нельзя применять прием ускорения движения при съемке живых существ, так как это вызывает комический эффект. Это допустимо только в тех случаях, если созда­ние такого гротеска входит в постановочную задачу. Для фиксации некоторых очень медленно протекающих про­цессов можно применять покадровую съемку, выполняе­мую с определенными интервалами времени. С использо­ванием этого приема снимают многие научно-популярные, инструктивные и технические фильмы.

Замедленное движение можно получить обратным пу­тем, т. е. снимая с частотой, большей чем 24 кадр/с. Пре­дел возможного повышения частоты съемки зависит от типа применяемого аппарата. Наибольшая частота съемки, встречающаяся в любительских кинокамерах, обычно не превышает 64 кадр/с.

Замедление движения позволяет рассмотреть его от­дельные фазы: например, элементы выполнения прыжка с трамплина, положение ног в беге зверей, изменение фор­мы падающей капли воды и т. д. Этот прием в некоторых случаях может дать определенный эффект и для создания настроения. Часто приводят пример использования замед­ленного движения в фильме Дювивье «Ее первый бал», где вальс, выполняемый в замедленном темпе, в воспоми­наниях главной героини фильма создает поэтическое ме­ланхоличное настроение. Замедление движения при дру­гих обстоятельствах может служить для подчеркивания ненормальности, поскольку приводит к несоответствию с обычным течением известных явлений.




Начало  Назад  Вперед